Картины казахстанских художников-«шестидесятников» выставили в музее искусств ВКО
В областном музее искусств открылась особенная выставка, посвященная казахстанским художникам-«шестидесятникам». Уникальна она тем, что работы, выставленные на суд зрителя, получили признание лишь спустя многие годы после их рождения. Именно сейчас возникла новая волна пристального интереса к той эпохе и мастерам 60-х годов прошлого века, да такая, что цены на эти картины взлетели на мировых рынках до десятков тысяч долларов.
В экспозицию вошли 25 картин и одна скульптура, все они находятся в музейной фондовой коллекции. Кое-какие работы зрители могут увидеть впервые. 9 картин удалось приобрести благодаря программе «Рухани жаңғыру» при непосредственном участии акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова.
По словам искусствоведа, специалиста экспозиционно-выставочного сектора областного музея искусств Ларисы Мартыновой, путь художников-«шестидесятников», в числе которых Т. Тогысбаев, А. Школьный, Ш. Сариева и др., к такому признанию был непростым. Их обвиняли в формализме, лишали права участвовать в выставках.
– И все же благодаря им в 60-е годы казахстанская школа изобразительного искусства обрела собственное лицо. Они соединили достижения западного авангарда, отказавшись от принятого соцреализма, с традициями кочевников. Они приобрели искреннюю свободу в творчестве, – отметила Лариса Мартынова.
[su_slider source="media: 80354,80355,80356,80357,80358,80359,80360" limit="23" link="lightbox" width="1000" height="600" title="no" pages="no" autoplay="2000" speed="2000"]
Некоторые работы уже давно не видели зрителя. Сейчас они предстают перед любителями искусства в новых багетах. Выставка дает представление о творчестве основателей и лидеров группы «шестидесятников», тех художников, которые по природе своего дарования оказались за рамками социалистического реализма. Дорого их стремление к искренности и свободе, импонирует их смелость в поисках новой пластики, желание взглянуть в «этноисторические дали», умение увязать западный авангард и национальные традиции. Именно так можно описать картины «Натюрморт на фоне сырмака» Т. Абуова, «Утро молодого чабана» А. Школьного, «Полдень в степи» Б. Табиева, «Верблюдоводы» Т. Тогысбаева. Особенно приковывает взгляд гипсовая скульптура «Портрет девушки», выполненная Е. Мергеновым.
– Обычно скульптуры цельные, а эта полая. У художника была целая серия работ из металла и глины, пустых внутри. Это специальный эффект. Я наблюдаю за людьми, которые приходят на выставку. Они идут мимо, а потом делают такое движение, будто хотят заглянуть в глаза. Возможно, художник таким образом призывает заглядывать в душу при общении с человеком, – рассказала Лариса Мартынова.
Выставка будет работать до 30 мая. Взглянуть на нее можно в областном музее искусств по адресу: ул. Тохтарова, 56.