Усть-Каменогорск Погода в Усть-Каменогорске +31 oC
Семей Погода в Семее +34 oC
Подробный прогноз погоды

Качество образования в Восточном Казахстане ежегодно улучшается

Качество образования в Восточно-Казахстанской областиКачество образования в Восточно-Казахстанской областиРазвитие качества образования и оценки его результатов является приоритетом Госпрограммы развития образования на 2011-2020 годы. В процессе ее реализации актуализировались вопросы оценивания качества образования, его измерения, совершенствования и контроля.

При децентрализации образовательных систем одновременно укрепляется централизованная вертикаль непрерывного контроля качества образования со стороны государства. Президент страны Н.Назарбаев 17 апреля 2011 года на совещании с членами Правительства и акимами областей дал поручение – ввести централизованную вертикаль контроля качества образования. Функции контроля возложены на Министерство образования и науки РК. При Комитете контроля в сфере образования и науки МОН РК созданы соответствующие территориальные структуры- департаменты по контролю в сфере образования. Внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. В связи с чем была создана такая вертикаль?

- Отсутствие обратной связи с организациями образования;
- Возникли региональные диспропорции в качестве знаний школьников;
- Отсутствие реального механизма мониторинга исполнения на местах НПА, стандартов образования и требований к качеству обучения и уровню педагогов;
- Конфликт интересов.

Создание вертикали контроля позволит:

- обеспечить единый по стране контроль качества образовательных услуг;
- создать эффективную обратную связь центральных органов с организациями образования на местах;
- осуществлять мониторинг исполнения на местах нормативно-правовых актов, ГОСО, требований к качеству обучения;
- оперативно выявлять недостатки и реагировать.

Для этого Департаменты по контролю в сфере образования выполняют следующие функций: государственная аттестация организации образования независимо от форм собственности, государственный контроль по соблюдению законодательства в сфере образования, образовательный мониторинг, лицензирование, контроль над организацией и проведением единого национального тестирования (ЕНТ), внешней оценки учебных достижений (ВОУД).

Что же сделано в этом плане Департаментом по контролю в сфере образования?

За прошедший период департаментом проведен полный мониторинг организации образования области, сформирована база данных, налажена связь практически с каждым учебным заведением.

Департамент по контролю образования КазахстанДепартамент по контролю образования КазахстанПрезидентом Казахстана Н.Назарбаевым поставлена задача упрощения административных процедур. В области образования остались только те разрешительные функций, которые находятся в социально-чувствительном поле – школьное и профессиональное образование.

При этом очень важно обеспечение прозрачности всех этапов лицензирования.

С момента передачи функции лицензирования Департаменту по контролю в сфере образования осуществлен полный переход на безбумажную, т.е. электронную выдачу лицензий.

Сформирована общественная комиссия для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи лицензии.

В состав комиссии вошли опытные педагоги, руководители учебных заведений, представители общественных организаций.

С мая 2012 года по март 2013 года департаментом рассмотрено 237 заявлений от юридических лиц. В результате выдано 38 лицензий и (или) приложения к лицензии, переоформлено 172 лицензии, отказано в удовлетворении по 25 заявлениям.

Очень важным элементом оценки качества образования является государственный контроль.

Созданию вертикаля контроля способствовала неэффективность прежней системы. Основной причиной стала несоизмеримость полномочий и ответственности. Этому также способствует неразвитость гражданского общества. Прежде итоги контрольных мероприятий в абсолютном большинстве были положительными.

После передачи контрольных функций, то есть с мая 2012 года, департаментом проведены проверки и государственные аттестации в 125 организациях образования. В результате в 24 организациях приостановлены действия лицензии, на 18 юридических и на 16 должностных лиц наложены административные взыскания.

Для сравнения в первом полугодии 2012 года местными исполнительными органами проведена государственная аттестация 121 организация образования, из них организации ТиПО 12, школ – 95, детских садов – 8, внешкольных организации – 6. По итогам проведенных государственных аттестации местными исполнительными органами все учреждения образования аттестованы. В основе этой ситуации долгие годы лежал конфликт интересов – тот, кто руководил организацией образовательных услуг, сам же и проверял их качество.

Образование в КазахстанеОбразование в КазахстанеДля проведения госконтроля привлекаются эксперты из числа учителей высшей и первой категории, заместителей директоров школ, колледжей, специалисты отделов образования. Такой подход дает организациям образования широкую возможность для обмена опытом, руководителям увидеть недоработки, упущения в работе и выстроить свою работу на готовом анализе, рекомендованной экспертной комиссией.

По итогам контрольных мероприятий местным исполнительным органам направляется информация для принятия управленческих решений.

В 2012 году введена внешняя оценка учебных достижений – один из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения в виде тестирования. Принципиальным в ВОУД является отказ от правовых последствий в отношении организаций образования. Результаты ВОУД используются для широкого информирования учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. В 2012 году впервые ВОУД был проведен для учащихся 9-х классов. В нашей области в данной процедуре приняли участие 65 школ, где приняли участие 3176 учащихся, в том числе 1826 учащихся с казахским языком обучения и 1350 учащихся с русским языком обучения. Средний балл по 4 предметам составил 56,4 б. из 80 максимальных. ВОУД в текущем учебном году проводится в четыре потока – 9,12,16,19 апреля в 39 организациях образования области, в том числе в 3-х экспериментальных школах по 12 летнему образованию. Школы областного центра в текущем году сдают тестирование с применением компьютеров.

В республике в течение последних 9 лет проводится ЕНТ, который является одной из форм итоговой государственной аттестации для выпускников организации общего среднего образования, совмещенной со вступительными экзаменами в колледжи и ВУЗы республики. Впервые процедура проведения ЕНТ контролировалась сотрудниками Департамента по контролю в сфере образования.

В Восточно-Казахстанской области в 2012 году тестирование проходило с 1 по 5 июня. Единое национальное тестирование сдали 76% выпускников (9903 учащихся). Анализ результатов ЕНТ выявил зависимость качества образования от некоторых факторов: квалификации учителей, степени компьютеризации, сменности занятий, социального фона и т.д. ЕНТ содержит ряд системных проблем, связанных с совмещением двух разных по педагогическим целям измерений: итоговая аттестация и конкурсный отбор. Узкий выбор предметов тестирования (4 обязательных и 1 по выбору) приводит к механическому заучиванию выпускниками тестовых заданий по 4-5 предметам. В ЕНТ предусмотрен лишь один профильный предмет. Кроме того, ЕНТ выполняет слишком много социальных нагрузок – от оценки обучения в школе до права на высшее образование. Решением вышеуказанных проблем станет переход к двухэтапному тестированию, предусмотренной Государственной программой развития образования 2011-2020 годы.

На первом этапе (Национальный тест) тестируется функциональная грамотность с помощью заданий логического характера. Национальное тестирование будет проводиться по пяти предметам, которые будут меняться каждый год. Предусмотрено написание эссе.

На втором этапе (Комплексный тест) абитуриенты сдают независимое тестирование в ВУЗы. Новый формат тестирования будет мотивировать подготовку выпускников школ по всем предметам и снизит социальную нагрузку на тестирование, сделает отбор в ВУЗы более целенаправленным и объективным.

В 2013 и в 2014 годах планируется провести соответствующий эксперимент с последующим полным переходом на двухэтапное тестирование к 2015 году.

27 апреля текущего года на базе 32 школ республики будет проведен подобный эксперимент. В нашей области экспериментом по формату Национального тестирования, в рамках разделения ЕНТ на два этапа в форме пробного тестирования без правовых последствий для участников, будут задействованы две школы: КГУ «Курчумская гимназия №3» Курчумского района, КГУ «Областная специализированная школа им.Шакарима для одаренных детей с обучением на трех языках» г.Семей. Процедура проводится с применением информационных технологий методом Web-тестирования. Организацию процедуры осуществляют пункты проведения единого национального тестирования (ППЕНТ), контроль над проведением – Департамент по контролю в сфере образования.

В результате создания вертикали контроля качества налаживается обратная связь с организациями образования, с родительской и педагогической общественностью, институтами гражданского общества, обеспечивается независимое внешнее оценивание качества образовательных услуг.

В заключение хотелось бы отметить, что вышеизложенное – это только часть ежедневной работы, которая уже дает свои положительные результаты.

Директор департамента по контролю в сфере образования
Б.Данияров
Источник: Altaynews.kz
(голосов: 1)
Комментарии:
Высказать мнение
Vkontakte Twitter Facebook
Комментарии
Наш опрос
В какой детский сад ходит ваш ребенок?
В частный
В государственный
Еще стоим в очереди
Не попали в детский сад
Не ходим в детский сад


Показать все опросы
Казахстан Оскемен


Аким ВКО