Усть-Каменогорск Погода в Усть-Каменогорске oC
Семей Погода в Семее −23 oC
Подробный прогноз погоды

Качество образования в Восточном Казахстане ежегодно улучшается

Качество образования в Восточно-Казахстанской областиКачество образования в Восточно-Казахстанской областиРазвитие качества образования и оценки его результатов является приоритетом Госпрограммы развития образования на 2011-2020 годы. В процессе ее реализации актуализировались вопросы оценивания качества образования, его измерения, совершенствования и контроля.

При децентрализации образовательных систем одновременно укрепляется централизованная вертикаль непрерывного контроля качества образования со стороны государства. Президент страны Н.Назарбаев 17 апреля 2011 года на совещании с членами Правительства и акимами областей дал поручение – ввести централизованную вертикаль контроля качества образования. Функции контроля возложены на Министерство образования и науки РК. При Комитете контроля в сфере образования и науки МОН РК созданы соответствующие территориальные структуры- департаменты по контролю в сфере образования. Внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. В связи с чем была создана такая вертикаль?

- Отсутствие обратной связи с организациями образования;
- Возникли региональные диспропорции в качестве знаний школьников;
- Отсутствие реального механизма мониторинга исполнения на местах НПА, стандартов образования и требований к качеству обучения и уровню педагогов;
- Конфликт интересов.

Создание вертикали контроля позволит:

- обеспечить единый по стране контроль качества образовательных услуг;
- создать эффективную обратную связь центральных органов с организациями образования на местах;
- осуществлять мониторинг исполнения на местах нормативно-правовых актов, ГОСО, требований к качеству обучения;
- оперативно выявлять недостатки и реагировать.

Для этого Департаменты по контролю в сфере образования выполняют следующие функций: государственная аттестация организации образования независимо от форм собственности, государственный контроль по соблюдению законодательства в сфере образования, образовательный мониторинг, лицензирование, контроль над организацией и проведением единого национального тестирования (ЕНТ), внешней оценки учебных достижений (ВОУД).

Что же сделано в этом плане Департаментом по контролю в сфере образования?

За прошедший период департаментом проведен полный мониторинг организации образования области, сформирована база данных, налажена связь практически с каждым учебным заведением.

Департамент по контролю образования КазахстанДепартамент по контролю образования КазахстанПрезидентом Казахстана Н.Назарбаевым поставлена задача упрощения административных процедур. В области образования остались только те разрешительные функций, которые находятся в социально-чувствительном поле – школьное и профессиональное образование.

При этом очень важно обеспечение прозрачности всех этапов лицензирования.

С момента передачи функции лицензирования Департаменту по контролю в сфере образования осуществлен полный переход на безбумажную, т.е. электронную выдачу лицензий.

Сформирована общественная комиссия для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи лицензии.

В состав комиссии вошли опытные педагоги, руководители учебных заведений, представители общественных организаций.

С мая 2012 года по март 2013 года департаментом рассмотрено 237 заявлений от юридических лиц. В результате выдано 38 лицензий и (или) приложения к лицензии, переоформлено 172 лицензии, отказано в удовлетворении по 25 заявлениям.

Очень важным элементом оценки качества образования является государственный контроль.

Созданию вертикаля контроля способствовала неэффективность прежней системы. Основной причиной стала несоизмеримость полномочий и ответственности. Этому также способствует неразвитость гражданского общества. Прежде итоги контрольных мероприятий в абсолютном большинстве были положительными.

После передачи контрольных функций, то есть с мая 2012 года, департаментом проведены проверки и государственные аттестации в 125 организациях образования. В результате в 24 организациях приостановлены действия лицензии, на 18 юридических и на 16 должностных лиц наложены административные взыскания.

Для сравнения в первом полугодии 2012 года местными исполнительными органами проведена государственная аттестация 121 организация образования, из них организации ТиПО 12, школ – 95, детских садов – 8, внешкольных организации – 6. По итогам проведенных государственных аттестации местными исполнительными органами все учреждения образования аттестованы. В основе этой ситуации долгие годы лежал конфликт интересов – тот, кто руководил организацией образовательных услуг, сам же и проверял их качество.

Образование в КазахстанеОбразование в КазахстанеДля проведения госконтроля привлекаются эксперты из числа учителей высшей и первой категории, заместителей директоров школ, колледжей, специалисты отделов образования. Такой подход дает организациям образования широкую возможность для обмена опытом, руководителям увидеть недоработки, упущения в работе и выстроить свою работу на готовом анализе, рекомендованной экспертной комиссией.

По итогам контрольных мероприятий местным исполнительным органам направляется информация для принятия управленческих решений.

В 2012 году введена внешняя оценка учебных достижений – один из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения в виде тестирования. Принципиальным в ВОУД является отказ от правовых последствий в отношении организаций образования. Результаты ВОУД используются для широкого информирования учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. В 2012 году впервые ВОУД был проведен для учащихся 9-х классов. В нашей области в данной процедуре приняли участие 65 школ, где приняли участие 3176 учащихся, в том числе 1826 учащихся с казахским языком обучения и 1350 учащихся с русским языком обучения. Средний балл по 4 предметам составил 56,4 б. из 80 максимальных. ВОУД в текущем учебном году проводится в четыре потока – 9,12,16,19 апреля в 39 организациях образования области, в том числе в 3-х экспериментальных школах по 12 летнему образованию. Школы областного центра в текущем году сдают тестирование с применением компьютеров.

В республике в течение последних 9 лет проводится ЕНТ, который является одной из форм итоговой государственной аттестации для выпускников организации общего среднего образования, совмещенной со вступительными экзаменами в колледжи и ВУЗы республики. Впервые процедура проведения ЕНТ контролировалась сотрудниками Департамента по контролю в сфере образования.

В Восточно-Казахстанской области в 2012 году тестирование проходило с 1 по 5 июня. Единое национальное тестирование сдали 76% выпускников (9903 учащихся). Анализ результатов ЕНТ выявил зависимость качества образования от некоторых факторов: квалификации учителей, степени компьютеризации, сменности занятий, социального фона и т.д. ЕНТ содержит ряд системных проблем, связанных с совмещением двух разных по педагогическим целям измерений: итоговая аттестация и конкурсный отбор. Узкий выбор предметов тестирования (4 обязательных и 1 по выбору) приводит к механическому заучиванию выпускниками тестовых заданий по 4-5 предметам. В ЕНТ предусмотрен лишь один профильный предмет. Кроме того, ЕНТ выполняет слишком много социальных нагрузок – от оценки обучения в школе до права на высшее образование. Решением вышеуказанных проблем станет переход к двухэтапному тестированию, предусмотренной Государственной программой развития образования 2011-2020 годы.

На первом этапе (Национальный тест) тестируется функциональная грамотность с помощью заданий логического характера. Национальное тестирование будет проводиться по пяти предметам, которые будут меняться каждый год. Предусмотрено написание эссе.

На втором этапе (Комплексный тест) абитуриенты сдают независимое тестирование в ВУЗы. Новый формат тестирования будет мотивировать подготовку выпускников школ по всем предметам и снизит социальную нагрузку на тестирование, сделает отбор в ВУЗы более целенаправленным и объективным.

В 2013 и в 2014 годах планируется провести соответствующий эксперимент с последующим полным переходом на двухэтапное тестирование к 2015 году.

27 апреля текущего года на базе 32 школ республики будет проведен подобный эксперимент. В нашей области экспериментом по формату Национального тестирования, в рамках разделения ЕНТ на два этапа в форме пробного тестирования без правовых последствий для участников, будут задействованы две школы: КГУ «Курчумская гимназия №3» Курчумского района, КГУ «Областная специализированная школа им.Шакарима для одаренных детей с обучением на трех языках» г.Семей. Процедура проводится с применением информационных технологий методом Web-тестирования. Организацию процедуры осуществляют пункты проведения единого национального тестирования (ППЕНТ), контроль над проведением – Департамент по контролю в сфере образования.

В результате создания вертикали контроля качества налаживается обратная связь с организациями образования, с родительской и педагогической общественностью, институтами гражданского общества, обеспечивается независимое внешнее оценивание качества образовательных услуг.

В заключение хотелось бы отметить, что вышеизложенное – это только часть ежедневной работы, которая уже дает свои положительные результаты.

Директор департамента по контролю в сфере образования
Б.Данияров
Источник: Altaynews.kz
(голосов: 1)
Комментарии:
Высказать мнение
Vkontakte Twitter Facebook
Комментарии
Наш опрос
Брали ли вы ипотеку на покупку жилья?
Да, на покупку квартиры
Да, на покупку дома
Нет, не брал
Ипотеку брать не планирую, деньги скопил сам
Покупать жилье пока не планирую


Показать все опросы
Казахстан Оскемен