USD 311.49
EUR 329.84
RUB 5.38
Новости дня
Все новости

Нарымские курганы: тайны казахской степи

Нарымские курганы: тайны казахской степиКак много еще неизведанного, ценного хранит в себе казахстанская земля! И, чем дальше от центра, тем больше загадок. Объектов, которые еще предстоит изучить ученому миру. Например, древние сакские захоронения в Восточном Казахстане, скрытые под курганами Нарымской долины.

Конус в овраге

Поводом для возбуждения интереса к данной теме послужила заросшая мелким кустарником странная глинистая насыпь в низине большого зрелого оврага, находящегося сразу за восточной окраиной села Малонарымки. Странной она показалась потому, что имеет практически идеальную форму прямого кругового конуса высотой почти 10 метров и в диаметре - порядка 20. Что определенно наталкивает на мысль о её рукотворном происхождении, ведь, насколько мне известно, природа не создает из почвы столь симметричные конические геометрические фигуры.

Разделял эту гипотезу и глава местного сельхозформирования Анатолий Матасов, показавший мне загадочный холм за Малонарымкой.

- Более 40 лет назад, в пору отрочества, мы часто бывали в тех местах, и даже поднимались на этот холм, - вспоминает Анатолий Петрович. – Помнится, там, у подножия с южной стороны кто-то выкопал прямоугольной формы небольшое углубление. Спустишься в него, топнешь ногой, и чудится пугающий такой гул, похожий на отзвук пустоты под землей…

Подумалось: а может, это искусственное сооружение, сделанное людьми сотни и даже тысячи лет назад? Может, это - древний курган – могильник, подобный знаменитым Берельским? Но почему он стоит на дне оврага, где его давно размыли бы вешние воды? И почему никто из проживающих на этом краю деревни местных жителей, с кем тогда удалось побеседовать, не знает ничего и даже никогда не задумывался о происхождении столь заметного объекта возле их деревни?

Впрочем, последний вопрос не должен нас смущать, уважаемый читатель. Ведь село Малонарымка, хотя и имеет почтенный, более чем 200-летний возраст (основано в 1802 году, первое поселение называлось здесь Баскараул или Верхний караул), оно все же намного младше, чем обнаруживающиеся в Казахстане и изучающиеся учеными-археологами древние скифские могильники, которым несколько тысячелетий. К тому же психология человека такова, что, как правило, заметная, казалось бы, любопытная, но постоянно находящаяся рядом вещь со временем становится привычной, обыденной и постепенно перестает вызывать какой-либо интерес.

Реальные могильники

Человек, который конкретно ответил на возникшие вопросы, все же нашелся. Это житель Малонарымки, бывший зоотехник колхоза имени Жданова, а ныне председатель совета ветеранов Солоновского сельского округа, многие годы занимающийся краеведением, Уалхан Аликенев.

- Холм в овраге на участке Солонцы имеет естественное, природное происхождение, какой бы симметричной формы он ни был, - твердо заявил Уалхан Тулегетаевич, развенчав зародившийся в моей голове миф. – Я считаю, что его намыло водами. Хотя конкретно его никто и не исследовал. А вот реальных могильников сакского периода в окрестностях Малонарымки множество.

Нарымские курганы: тайны казахской степиВ первую очередь скажу о самом заметном из них, находящемся между Малонарымкой и Солоновкой справа от трассы. По-видимому, раньше он был больше, хотя и сейчас имеет внушительные размеры круглой формы, в диаметре примерно 20 метров. Это говорит о том, что там погребен представитель родовой знати.

А захоронения простых людей, либо рядовых воинов в немалом числе имеются и на упомянутых нами Солонцах и дальше в ту сторону на участке Еркебай. Они уложены камнями, но уже вросли в землю. Однако весной и осенью на этом плато заметны очертания около 50 курганов. Раньше было захоронение и над самим оврагом, где яр подмывало водой. По всей видимости, это было захоронение какого-то батыра, жившего в эпоху бронзы, потому что, когда могильник завалился, в речку упали бронзовые сабли, седла и прочие принадлежности кургана. Потом житель Малонарымки ныне покойный Куспек Зарыпканов позвонил в археологический музей областного центра и из Усть-Каменогорска к нам приехали специалисты. Часть экспонатов успели спасти и увезти в музей, но многие унесло водой.

Чуть ниже по яру, примерно в 150 метрах, один небольшой могильник также обнажила, размыв почву, вода. Интересно то, что стены саркофага в нем были выложены из глиняного самана, только вместо соломы, применяемой в современном строительстве при их изготовлении, обнаружился конский волос, что делало древние кирпичи чрезвычайно прочными.

От слов Уалхан Тулегетаевич перешел к делу. По его предложению мы поднялись на возвышенность, господствующую над Малонарымкой с юго-западной стороны.

- Во-он, видишь, сопки больших курганов справа от автотрассы на Улкен Нарын стоят? Это участок, именуемый Белая глина. Там тоже никто еще раскопки не проводил. Чуть выше и дальше в ту сторону на возвышенности под названием Острая сопка тоже есть большой могильник. Когда строили в Малонарымке школу, наши мужики возили с этого кургана камни на фундамент. А когда почти весь камень вывезли, обратили внимание на странную вещь: при ударе о дно кургана раздавался отзвук пустоты под землей.

Что же касается простых захоронений, то их и в этой стороне множество. За христианским погостом ими занято в общей сложности порядка двух – трех гектаров. Вождей же, по моему уразумению, хоронили на возвышенностях. Все это говорит о том, что многие сотни лет назад здесь было большое человеческое поселение, - заключил У. Аликенев.

Дочь вождя

По многочисленным свидетельствам местных старожилов, в начале 1960-х годов, когда строили трассу на Катон-Карагай, на участке между Малонарымкой и Большенарымом бульдозером разрыли один из курганов, оказавшихся на пути. Мощный трактор явил строителям извлеченные из-под земли медные орудия, седла, некоторые предметы обихода и прочий погребальный инвентарь. Археологов в тот момент пригласить почему-то никто не удосужился.

Однако, информация о находках, представляющих интерес для науки, все же дошла до ученых мужей. О чем свидетельствует тот факт, что один из больших курганов в середине 1960-х был все же исследован археологами, приехавшими из Москвы. Под двухметровой толщей камней был обнаружен саркофаг, в котором находился скелет девочки – подростка, лежавший головой в западном направлении. У изголовья стояли два пустых сосуда, рядом были обнаружены и другие изделия из бронзы, керамики и дерева.

Надо сказать, что смысл и многие детали религиозных представлений, культовых обрядов, различных ритуалов древнего народа, обитавшего в то время на территории Прииртышья, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений. Все погребенные в могилах были ориентированы головой на запад, или юго-запад, как и в случае с этой девочкой. И это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мироздания. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Нарымские курганы: тайны казахской степи

Останки девочки находились под войлочным покрытием. На ушах девочки были красивые золотые сережки с изумрудом, на шее – золотые бусы, что говорит о знатном происхождении погребенной девочки. Очевидно, что она была дочерью одного из вождей сакских племен.

Как вспоминают старожилы, студенты археологического ВУЗа, участвовавшие при вскрытии саркофага, в течение двух недель веревками вытаскивали огромные каменные плиты перекрытия, под которыми и была обнаружена камера. То есть, саркофаг был надежно замурован во избежание ограбления могильника. Очевидцы из местных жителей тогда спросили о возрасте находки, на что ученые ответили, что данному захоронению не менее двух с половиной тысяч лет. Большинство ценных экспонатов были вывезены, часть оставлена для областного музея. И это был единственный из могильников Нарымской долины, над изучением которого серьезно поработали ученые…

Всего же на территории Катон-Карагайского района в сегодняшних его административно-территориальных границах только зарегистрированных курганов насчитывается около тысячи. В том числе 70 – в Берельской долине царей. Зарегистрировано также 120 мест с древними наскальными изображениями – петроглифами. Этой информацией любезно поделился директор открытого в прошлом году в Улкен Нарыне филиала областного историко-краеведческого музея Оралгазы Маутовича Кажаев.

Поздняя бронза

Как мы знаем из истории, на рубеже первой-второй четверти II тысячелетия до нашей эры на евразийском пространстве была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия более прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Изучая месторождения Казахстана, геологи обнаруживают, что их разработка велась уже за три тысячи лет до нашей эры. Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имели огромные размеры.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. Это название древняя культура получила от места первых раскопок могильника у села Андроново, что рядом с городом Ачинском в Южной Сибири, где в 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане.

Большинство исследователей разделяют время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.; средняя — XV—XII вв. до н. э. и поздняя — XII — начало VIII вв. до нашей эры. Таким образом, древние захоронения в Нарымской долине можно отнести, на наш взгляд, к эпохе поздней бронзы. Так, к периоду поздней бронзы относится большинство аналогичных захоронений из могильника близ аула Канай и расположенного рядом поселения на правом берегу Иртыша. И это не удивительно. В богатых травостоем долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая и Саура также были найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы, на развитие и сложение которых оказали влияние богатейшие месторождения меди, олова, золота.

На малоизученной в этом плане территории Нарымской долины также можно найти следы древних копей. Например, в верховьях речушки Балгын (там, кстати, не водится рыба, по-видимому, из-за радоновых примесей в воде) обнаруживаются фрагменты вырытых в древности колодцев, где велась добыча руды. Можно предположить, что многим временем позже, такие копи, например, обнаруженные в долине Бухтармы, были названы «чудскими» и по их следам в 1730-1740-е годы первые экспедиции на Алтае открывали месторождения для Колывано-Воскресенских рудников.

В конце 1960-х с появлением мощной тракторной техники через южный отрог Алтая – Нарымский хребет сделали дорогу в сторону Курчума, по которой колхозные гусеничные трактора спускали лес. Как-то за перевалом на участке Айбота устремившиеся по тракторному следу талые и дождевые воды размыли почву и открыли человеческому взору плавильные печи, в которых тысячи лет назад добывалась руда.

Упомянутый нами Уалхан Аликенев, работавший тогда зоотехником по овцеводству в колхозе им. Жданова, обнаружил там тяжелый каменно-рудный слиток, который привез домой.

- После этого я попросил своего односельчанина Ивана Никишина, который в то время работал инструктором в Большенарымском райкоме партии, отвезти находку в Усть-Каменогорск, в контору геологоразведки, - вспоминает Уалхан Тулегетаевич. - Он добросовестно исполнил просьбу. А там, посмотрев на указанное им место на карте, сказали, что им известно о том, что в тех местах имеются залежи руды.

Земледельцы, скотоводы, металлурги…

А вот как описывались учеными-археологами результаты раскопок наиболее известного поселения того периода в нашем регионе. «Поздний период бронзы в Восточном Казахстане представлен главным образом материалами с поселения у с. Трушниково, расположенного на левом берегу Иртыша на высоком береговом мысу. Остатки культурного слоя поселения прослежены на площади 5 тыс. кв. м. Раскопками вскрыто 100 кв. м. При этом было обнаружено полуземляночного типа жилище, часть которого смыта рекой. У стен его имелись ямки от столбов, на которые опиралась кровля. Вход находился с восточной стороны. Очаг в землянке сложен из каменных плиток… На поселении раскопана часть еще одного жилища, площадь которого 30 кв. м. В нем найдены обломки керамики, обломок витой проволоки, куски медной руды, а также зернотерки и костяная мотыга.

В 250 м к юго-западу от поселения расчищены жертвенные площадки. Это круги диаметром 1,5 - 2 метра, обложенные камнем. При расчистке их найдена зола, амулет из кости, обломки глиняных сосудов»…

Из всего этого следует, что андроновцы вели как кочевой, так и оседлый образ жизни, занимаясь одновременно земледелием, металлургией, гончарным делом, ремесленничеством и скотоводством. Это был, как свидетельствуют древние рукописи, могущественный союз сакских племен (греки называли их скифами, персы – саками), которые проживали на территории Центральной Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Саки обживали берега Сырдарьи, Амударьи, Иртыша, Ишима, Нуры, больших рек Жетысу. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений на территории Казахстана археологами обнаруживались горшки с остатками пригоревшей каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Кстати, недалеко от Малонарымки в местечке под названием Широкий луг внимательный человек может узреть очертания ирригационных сооружений. Стало быть, люди андроновского периода, проживавшие в Нарымской долине, занимались искусственным орошением своих земельных участков. Местные жители до сих пор находят близ Малонарымки различных размеров фрагменты каменных зернотерок с отверстиями наподобие дисков мельничных жерновов. Одну такую зернотерку отыскал у себя дома и наш краевед Уалхан Тулегетаевич Аликенев, который с удовольствием демонстрировал сей артефакт перед объективом фотокамеры.

Можно, в общем, сделать вывод, что обитавшие здесь 2,5 – 3 тысячи лет назад древние наши предки представляли собой высокоорганизованное общество, осуществлявшее смешенное скотоводческо-земледельческое хозяйство, обладавшее познаниями в геологии, металлургии и гончарном искусстве, создававшие стационарные условия для ремесленничества и имевшие собственную государственность.

О чем же еще могут нам рассказать могильники в долине реки Нарым, что нового могут они поведать современному поколению, чему могут научить?..

Шамиль Багаутдинов
Катон-Карагайский район
фото автора
Источник: Altaynews.kz
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: курганы
Добавить комментарий
Или водите через социальные сети
4 комментария
  1. Н. В. Балабанова
    Очень интересный и познавательный рассказ. Историю должны мы знать. Спасибо что находишь интересный материал.
  2. Бауыржан
    Интересная насыпь.
  3. куаныш
    Я нашел в Маланарымки камень, там есть надпись.
  4. Серик
    Мы хотим знать о своём любимом селе больше.
Самое читаемое
Новости партнеров
Загрузка...
Популярное
Сегодня Неделя Месяц
Мы в соцсетях