USD 316.56
EUR 342.14
RUB 5.52
РУС ҚАЗ
Новости дня
Все новости

Гульнар Искакова, проректор: «Кадры решают все»

Гульнар Искакова, проректор: «Кадры решают все»

Проректор по учебной и методической работе Государственного университета имени Шакарима города Семей, доктор политических наук, профессор, член Академии Политической науки Российской Федерации, академик Международной Академии Наук Педагогического образования (МАНПО), обладатель медали «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан», дважды обладатель Государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» Министерства образования и науки РК и Государственной научной стипендии Гульнар Кожагуловна Искакова рассказала о том, какими способами университет работает над повышением качества и эффективности своей деятельности.

- Гульнар Кожагуловна, что конкретного делает университет, стремясь соответствовать современным мировым образовательным и научным трендам, требованиям государства, общества, запросам регионального рынка труда, работодателей, и конечно же, студенчества?

- В первую очередь, мы решаем вопросы повышения качества образования, в том числе через внедрение системы менеджмента качества в образовательную деятельность, разработку модульных образовательных программ и каталогов элективных дисциплин с участием работодателей, внедрение параметров Болонского процесса, реализацию полиязычного образования, информатизацию образовательного процесса и др. Большая работа проведена факультетами в плане анализа программ учебных дисциплин с точки зрения формирования компетенций, заявленных в образовательных программах. Значительное внимание мы уделили развитию инновационных технологий обучений, в том числе внедрению ДОТ, разработке электронно-дидактических средств обучения, внедрению тезаурусного подхода к обучению, информационно-коммуникационных технологий и др.

Особое внимание мы уделяем повышению управленческой компетентности наших руководителей, в том числе формированию у управленцев образовательной креативности, умений адекватно реагировать на образовательные изменения, способности критической оценки институциональной практики и стратегической оценки затрат и прибылей от разных управленческий решений и сценариев.

- В качестве проректора по учебной и методической работе Государственного университета имени Шакарима города Семей, чему Вы более всего уделяете внимание?

- Сегодня меняется роль и место практик в учебном процессе. Они включаются в более широкий блок проектных форм работы, которые предполагают не только знакомство с профессиональной средой будущей деятельности, но и работу в междисциплинарных командах по выполнению реальных заказов потенциальных работодателей и т.п. Поэтому важной задачей для нас в рамках этой деятельности является внедрение в учебные планы дисциплин и форм работы, поддерживающих подготовку к получению профессиональных сертификатов, признаваемых на рынке труда.

За последние три года особое внимание нами уделялось также разработке и внедрению совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами. Партнерство нашего университета с зарубежными вузами распространяется от традиционного обмена студентами и академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов до реализации совместных образовательных программ. Важным результатом данной реформы стали заключение и реализация совместной образовательной программы с двумя ведущими университетами - Питтсбургским государственным университетом (ПГУ, штат Канзас, США) и Джионгсангским Национальным университетом (ДНУ, Южная Корея) на основе подписанных меморандумов и соглашений по двудипломному образованию 2+2 (бакалавриат).

В настоящее время по программе Бакалавриат 2+2 в ДНУ (Южная Корея) обучаются 10 студентов на кафедре «English language and literature» и с 2013 г. 2 студента по новой специальности «Информатика» на кафедре ДНУ «Informatics».

Есть уже первые результаты: 2013 г. - первый выпуск двудипломной программы 2+2 составил 5 человек специальности ГУ имени Шакарима г. Семей «English language and literature», и выпускница этой программы Ерсаханова Б. поступила на грант в магистратуру ДНУ по специальности «International relations»; в 2014 г. ожидается второй выпуск по программе 2+2 - 5 человек "Иностранный язык: два иностранных языка" и «English language and literature». В перспективе - разработка и внедрение двухдипломной программы 2+2 с Литовским университетом образовательных наук по специальности «Педагогика и психология».

- Расскажите, пожалуйста, о новой программе развития полиязычного образования на 2014-2016 годы Государственного университета имени Шакарима г. Семей.

- Программа разработана в целях формирования полиязычных кадров на основе гармонизации отечественной и современных международных моделей образования. Она преследует такие задачи, как содействие формированию педагогического корпуса, осуществляющего преподавание на иностранных языках; полноценное обеспечение инновационными ресурсами и технологиями учебного процесса, направленного на реализацию программы развития полиязычного образования; разработка учебно-методической базы на трех языках; повышение языковой компетенции педагогов, их теоретического и методического уровня; приглашение зарубежных лекторов; развитие и расширение образовательных услуг по изучению английского языка; обновление учебных дисциплин для студентов, обучающихся по программе полиязычного образования. Немаловажно также, что она призвана укрепить сотрудничество университета с органами школьного образования по формированию и развитию полиязычного образования в условиях перехода к модели 12-летнего образования и усовершенствовать систему мониторинга развития полиязычного образования с учетом международных требований.

Сейчас идет апробация программы полиязычного образования по специальностям «Химия», «Биология», «Информатика». Отдельным вектором развития является расширение спектра дисциплин, предлагаемых на иностранном языке (особенно английском), вплоть до развития программ с отдельными образовательными траекториями. Это решает такую инновационную образовательную задачу как погружение студентов в международных научный и профессиональный контекст.

- Известно, что сейчас одной из самых значимых и важных категорий в системе стратегического партнерства вузов являются работодатели. Как ГУ им. Шакарима г. Семей работает с работодателями?

- Вузы и работодатели - это звенья одной цепи. Работодатели формулируют требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а мы - вузы стремимся удовлетворять эти требования. В последние годы в системе высшего профессионального образования утвердилась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции - способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам. Компетентностная ориентация высшего образования нацеливает нас, университеты, на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия высших учебных заведений с работодателями. У нас создан и работает Совет работодателей, который принимает участие в разработке образовательных программ для обеспечения учета в них требований к выполнению выпускниками трудовых функций, в организации производственных практик и др.

Целью партнерства вуза с работодателями является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе сотрудничества университета с заинтересованными предприятиями и организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов. Стратегическое партнерство вуза с работодателями позволяет нам обеспечивать качество образовательных услуг; развивать систему внедрения новых технологий и исследований в приоритетных отраслях экономической деятельности; постоянно повышать имидж вуза и конкурентоспособность его выпускников; обеспечивать устойчивую связь с бизнесом.

- А какова мотивация со стороны работодателей?

- Мотивация работодателей к долгосрочному взаимодействию с нашим университетом заключается в подготовке необходимых для кадров для развития их производства, использования наших интеллектуальных ресурсов, для повышения квалификации сотрудников предприятия. К примеру, в этом году кафедрой «Автоматика и электротехника» были проведены обучающие курсы с применением инновационных образовательных технологий для технических работников (30 чел.) ТОО «Цементный завод Семей» по теме «Теоретические основы электротехники и автоматики» в объеме 36 час. В настоящее время идет согласование договора с предприятием ТОО «Казполиграф» об открытии на его базе филиала кафедры автоматики и электротехники. Некоторые работодатели, учитывая большой научный потенциал вуза, стремятся использовать аналитические и исследовательские разработки университета в рамках проработки перспективных направлений бизнеса (например, в области селекции, создании и производстве фармпрепаратов и др.).

- В настоящее время казахстанская система высшего профессионального образования находится на этапе вхождения в общее академическое европейское пространство, а это, несомненно, требует адекватных изменений в методической работе вуза. Что вы делаете в данном направлении?

- Сегодня все еще существует противоречие между имеющимся уровнем методической компетентности преподавателей, и возрастающими требованиями к качеству обучения, степенью готовности ППС к решению инновационных образовательных задач. Разрешение данного противоречия предполагает новый подход к организации и управлению методической работой вуза. Поэтому нами разрабатывается модель организации и управления методической работой на основе процессного подхода, который содержит подпроцессы, обеспечивающие преобразование входов (ресурсы высшего учебного заведения) в выходы (ценные для потребителей методические продукты) с целью повышения качества результатов обучения. При этом мы опираемся на опыт и сложившиеся традиции в профессиональной педагогике.

Мы стремимся выйти на новый уровень осмысления методической работы как в университете в целом, так и в отдельных его подразделениях, на факультетах и кафедрах. Это, в свою очередь, требует активизации поиска и внедрения новых форм методической работы, которая осуществляется в таких направлениях, как научно-методическая, учебно-методическая, организационно-методическая и экспертно-методическая.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность преподавателя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. В качестве практической задачи мы решаем вопросы обеспечения гибкости, согласованности и системности в организации методической работы, формирования у ППС умения моделировать информацию в разных педагогических условиях, способности принимать решения в новых условиях образовательной среды, а также вопросы расширения спектра методического сопровождения инновационных образовательных программ.

В январе этого года впервые в нашем вузе была проведена общеуниверситетская методическая неделя «Педагогическая креативность и компетентность как факторы профессионального развития преподавателя вуза». В рамках методической недели проведены семинары, мастер-классы, тренинги, дискуссии, круглые столы по вопросам организации контроля и оценки результатов обучения, методики преподавания химических и биологических дисциплин на английском языке в условиях полиязычного образования, сотрудничества кафедр со школьными базовыми площадками, применения интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в активизации познавательной деятельности студентов, о системе образования Швейцарии и зарубежном опыте применения передовых технологий и т.п. Особый интерес преподавателей вызвал тренинг «Работа в режиме on-line (консультации, лекции, экзамены)», мастер-классы по использованию интерактивных технологий в учебном процессе, Интернет-ресурсов в преподавании иностранных языков, который провела стипендиат Программы Фулбрайт Линей Хосек (США).

По результатам работы методической недели приняты методические рекомендации по составлению модульных образовательных программ и учебного контента, использованию инновационных технологий и внедрению тезаурусного подхода в образовательный процесс, организации письменного экзамена как одного из перспективных методов контроля знаний обучающихся и многое другое.

Таким образом, мы постоянно совершенствуемся, движемся вперед, стараясь отвечать всем высоким требованиям современного казахстанского образования.

- Известно, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Расскажите о своем видении ее организации...

- Действительно, одной из основных инновационных образовательных задач является повышение эффективности самостоятельной работы за счет внедрения новых форм ее организации. Самостоятельная работа студентов является способом активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Данная форма работы может быть эффективно реализована при условии четкого определения ее форм и способов оценки, а также организации непрерывного процесса обратной связи. В настоящее время мы, учитывая требования информационного общества и необходимость расширения информационных технологий в учебный процесс, провели эксперимент по внедрению и организации самостоятельной работы обучающихся в виртуальной среде, а сентября 2015 г. полностью запускаем эту современную форму организации самостоятельной работы обучающихся. Современная организация самостоятельной работы студентов приводит к стиранию привычных рамок «учебной» и «неучебной» деятельности. В рамках учебного или проектного семинара в качестве самостоятельной работы могут быть засчитаны участие в работе научно-исследовательских групп и лабораторий, групповом учебном проекте, полевые экспедиции, участие в профильных научных конференциях (с докладом), участие в профильных летних школах и др.

- Спасибо за интересную беседу!

Беседовала Асель Шайхынова
Источник: Altaynews.kz
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: сгу имени шакарима
Добавить комментарий
Или водите через социальные сети
Самое читаемое
Новости партнеров
Загрузка...
Популярное
Сегодня Неделя Месяц
Мы в соцсетях