USD 318.61
EUR 339.1
RUB 5.52
Новости дня
Все новости

Врачи передовых поликлиник Казахстана побывали в Великобритании

Врачи передовых поликлиник Казахстана побывали в Великобритании

Министерство здравоохранения РК организовало недельную поездку для делегации главных врачей лечебных учреждений и кураторов первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) в Лондон. Руководители самых передовых в Казахстане учреждений ПМСП прошли серию мастер-классов, окунувшись в атмосферу самой передовой системы здравоохранения, существующей в настоящее время в мире.

В составе делегации был 21 человек. Восточно-Казахстанскую область представляли заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО по Семейскому региону Галия Жуасбаева и руководитель поликлиники №3 смешанного типа Семея Найля Альменева. Мы попросили Найлю Сапановну поделиться впечатлениями о поездке с нашими читателями.

- Найля Сапановна, в последнее время Министерство здравоохранения РК стало довольно часто организовывать зарубежные поездки для врачей и руководителей лечебных учреждений первичного звена со всех уголков страны. Почему на этот раз была избрана именно Англия?

- Выбор страны не вызывает никаких сомнений в правильности. Поскольку в последнее время Великобритания вновь вернула себе позиции лучшей страны в области системы здравоохранения. Кроме того, принципы, на которых зиждется система здравоохранения Англии, схожи с нашими, отечественными. Это, прежде всего, бесплатность, доступность и пациентоориентированность. В Великобритании этот курс был взят еще с 1948 года. При этом основной акцент был сделан на ПМСП. Поэтому не стоит удивляться, что именно в этой стране мы смогли почерпнуть много интересного в освоении лучшими технологиями в области здравоохранения.

- Какие новшества вам запомнились больше всего, и, на ваш взгляд, что из опыта английской медицины можно применить в Казахстане?

- Конечно, в первую очередь, запомнилось то, что в Англии полностью отказались от ручной писанины. Там уже несколько лет работает электронная система здравоохранения, когда каждый пациент зафиксирован в единой системе, и в любой точке страны, зная код карты и шифр, можно узнать все основные сведения о его здоровье.

Как рассказали нам эксперты, в Англии переход на электронное здравоохранение длился около семи лет, и дал очень непросто. Это был весьма болезненный процесс, сопряженный с множеством неудобств как для медицинских работников, так и для пациентов. но население с пониманием отнеслось к реформе, терпеливо ожидая, когда система начнет работать в полную силу. Зато сейчас, когда этот процесс уже полностью внедрен в ежедневной практике, все наслаждаются комфортом и удобством пользования электронной картой здоровья. Нет никакой разницы, где приписан больной, в городе или в маленькой деревушке, его обслужат по первому классу в любой случае.

Врачи передовых поликлиник Казахстана побывали в Великобритании

Кстати, для того, чтобы был раз и навсегда заведенный порядок пользования электронной системой здравоохранения, в Англии введена система строго обязательного прикрепления населения к учреждениям ПМСП. Поэтому там очень строгий учет населения.

На мой взгляд, эти технологии вполне сходны с теми шагами, которые сейчас проходит реформирование казахстанской системы здравоохранения. Внедрены новые стандарты, действуют единые порталы госпитализации населения, мы постепенно вносим данные населения в электронную базу. А в некоторых передовых поликлиниках страны уже внедрены те же самые электронные амбулаторные карты. По сути, наша страна переживает такой же переходный период, как и Англия. Мы на пороге больших изменений. Надо просто набраться терпения и много работать.

- Чем отличается здравоохранение Великобритании от казахстанского аналога?

- Отличий достаточно много. К примеру, в поликлиниках первичного звена в Англии вообще нет приема узких специалистов. Они работают исключительно на базе стационаров. Мы тоже стремимся отделить узкую специализацию от первичного звена. И первые попытке к этому были сделаны уже в этом году. Так вот, в Англии, если требуется помощь узкого специалиста, он будет вести своего пациента до полного оздоровления. В этом каждый врач лично заинтересован. Причем все манипуляции, который должен знать и уметь выполнять этот врач, он применяет ежедневно на практике. К примеру, любой гинеколог может не только проводить первичный осмотр, он умеет делать операции любой сложности, принимает роды, наблюдает за протеканием беременности, знает все о патологиях женских заболеваний. Это специалист высочайшего класса широкого профиля, мастер своего дела. А чтобы он не отвлекался на небольшие по сложности проблемы, элементарную помощь больным оказывают семейные врачи в поликлиниках.

Лично меня, как руководителя учреждения первичной медико-санитарной помощи, буквально вдохновило то, что главное в системе ПМСП - это информированность населения. Если пациент знает куда, зачем, во сколько и по какому именно адресу обратиться за помощью, он будет доволен и спокойно выполнит все требования врача. Именно для информации населения в Англии работают телефонные службы «111» и «999». Если первая службы «111» направлена на общую информацию в области здравоохранения, то «999» - это уже консультации на медицинские темы. Популярность этих служб трудно переоценить. Судите сами, за один месяц на номер «111» поступает до 1 миллиона звонков. А если бы этой службы не было? Все эти люди звонили бы в свои поликлиники и отвлекали медицинских работников от их прямых обязанностей. Что, собственно, мы и наблюдаем на собственном примере.

- Какие же вопросы задают англичане по телефону?

- О, тут спектр их интересов просто безграничен. Это консультации о приеме врача, график работы поликлиники, ее адрес, имя врача или другого специалиста. Есть и другая категория: медицинские консультации. К примеру, человек порезался, он звонит по телефону, и специалист консультирует больного или его окружение как правильно наложить повязку. Если есть необходимость, то вызывается бригада скорой помощи. То есть личное вмешательство врачей поликлиник с стационаров сведено до предельного минимума: они оказывают высокого квалифицированную помощь только тем, кто действительно в ней нуждается.

Врачи передовых поликлиник Казахстана побывали в Великобритании

- Посетили ли вы поликлиники в Англии?

- Да, недалеко от Лондона мы побывали в лучшей поликлинике системы ПМСП в Англии. Это был незабываемый визит. Нас провели по всем этапам и отделам, как обычных пациентов. Больных встречает медицинская сестра. Она выясняет, с какой проблемой пришел в поликлинику пациент. Это не обычная медсестра, а опытный специалист с широкими полномочиями и обширными знаниями. Чащу всего, именно она оказывает те необходимые услуги, за которыми и обратился человек. Семейный врач за день принимает по 10-12 человек. Все это - результат той колоссальной работы по информированности и консультированию населения, которая была проделана в системе английского здравоохранения. Мы должны стремиться к подобным стандартам.

Собственно, меня даже не слишком удивил тот факт, что семейные врачи в Англии вообще не посещают пациентов на дому. Это логично, ведь врача на дом приглашают, если нужна срочная консультация внезапно заболевшему человеку. А для этого есть службы «111» и «999», скорая помощь и центр неотложной помощи. Поэтому в СВА и учреждения ПМСП приходят так называемые «плановые» больные. Все это дает возможность оказывать высококвалифицированную помощь нуждающемуся пациенту, разрабатывать грамотную и эффективную стратегию развития лечебного учреждения, вести глубокий анализ текущей ситуации и делать прогнозы на будущее.

- Афоризм «Кадры решают все» актуален во все времена. Как дело подготовки и переподготовки медицинских кадров поставлено в Великобритании?

- Безусловно, этому вопросу уделяется самое пристальное внимание. Профессия врача учатся в течение 10 лет. Далеко не каждый может стать врачом. Эта профессия требует огромной самоотдачи, силы воли, обширных знаний и трудолюбия. Ведь даже после десяти лет учебы каждый врач обязан ежегодно сдавать очередные экзамены, а это значит, предварительно он должен повысить уровень своих знаний. Собственно говоря, врач всегда должен быть в курсе самых передовых разработок и технологий в области медицины.

Все эти усилия очень хорошо вознаграждаются. Во-первых, врачи в английском обществе одна из самых уважаемых категорий населения. во-вторых, медики получают очень высокую заработную плату. А это значит, их вполне удовлетворяет уровень благосостояния. Все это благотворно сказывается на конечном результате - оздоровлении населения.

- Большое спасибо за интересную беседу.

Беседовала Екатерина Гуляева
Источник: Altaynews.kz
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Или водите через социальные сети
Новости партнеров
Загрузка...
Популярное
Сегодня Неделя Месяц
Мы в соцсетях