RU
Усть-Каменогорск
-2°
ясно ветер 2 м/с, СЗ
443.85 474.3 4.8

Единый день отчета в ВКО: проверяющий - помощник или каратель?

6 октября 2019 12:44 0

В областном акимате на диалоговой площадке под председательством первого заместителя акима ВКО Ерлана Аймукашева были озвучены системные и наиболее острые проблемы предпринимателей, связанные с осуществлением контроля и надзора со стороны государственных органов. В свою очередь госорганы отчитались перед бизнес-сообществом о проделанной работе и приняли решение о проведении отраслевых семинаров для предпринимателей в целях профилактики нарушений, часто встречающихся в ходе проверок.

Инициатива о проведении Единого дня отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом была озвучена Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым на заседании Совета национальных инвесторов в мае этого года. В этой связи НПП «Атамекен» представила на рассмотрение в канцелярию премьер-министра свое видение алгоритма проведения Единого дня отчета, который впоследствии был одобрен и внедрен. Ожидается, что данная форма диалога между проверяющим и проверяемым позволит пересмотреть на местах практику контроля и надзора.

О том, каких изменений по снижению давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов удалось добиться НПП «Атамекен» за прошедшие 6 лет, участников встречи проинформировал директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий.

Так, в 2014 году был инициирован и принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК», при этом изменения были внесены в 11 кодексов и 94 закона, включая Закон РК «О государственном контроле и надзоре». В 2015 году был принят Предпринимательский кодекс, в 2016 году отменены плановые проверки бизнеса и введены 3 вида проверок - выборочные, внеплановые и проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска. В 2017-2018 годах проведена ревизия законодательной базы, предписывающей те или иные требования к бизнесу. По ее итогам было установлено, что в общей сложности к предпринимателям предъявляется более 28 000 требований, из них 11 000 по СанПиН.

За годы работы НПП «Атамекен» из 114 сфер контроля исключено 20, из 544 контрольно-надзорных функций исключено 108, число требований сокращено с 30 497 до 12 843 (на 58 %). Количество проверок к 2018 году сокращено на 30 %, к 2020 году планируется сокращение еще на 10 %. Сроки проверок сокращены с 30 до 15 рабочих дней, внеплановых проверок - с 30 до 10 рабочих дней. В 2019 году, на фоне снижения государственного контроля и уменьшения числа проверок, во избежание вседозволенности в бизнес-среде, «Атамекен» предложил усилить общественный контроль путем развития сферы защиты прав потребителей.

На повестке дня у НПП еще много актуальных проблем бизнеса, которые предстоит решить в ближайшее время. В их числе закрытая информация по СУР и СКУР, что порождает проведение тотальных проверок в отношении предприятий.

Система управления рисками в санитарно-эпидемиологической деятельности построена так, что субъектам бизнеса крайне сложно набрать те пресловутые 60 баллов, чтобы предпринимателя отнесли к низкой категории риска и проверяли как можно реже. Потому что перегоревшая лампочка для объектов общественного питания является значительным нарушением, капающий кран является грубым нарушением в сфере этой деятельности, царапина на любой части тела у сотрудника является грубым нарушением, - привел примеры Игорь Шацкий.

Еще одна системная проблема заключается в отсутствии фактической возможности судебного обжалования налоговых уведомлений о погашении задолженности.

Судимся мы минимум 2 месяца, это в лучшем случае, но уже через месяц после получения налоговых уведомлений все банковские счета арестовываются, и у предпринимателей единственный только выход есть: бескомпромиссно выполнять то уведомление, которое он получил, фактически без права его обжалования, - отметил Игорь Владимирович.

Следующая «головная боль» предпринимателей - проблема камерального контроля, который в настоящее время стал очень популярен у госорганов.

Если ранее это было только в сфере налоговых отношений, то сейчас камеральный контроль пытаются установить органы охраны труда, есть инициативы от других государственных органов. На самом деле мы считаем, что в новой системе надзора и контроля необходимо вообще отходить от камерального контроля, поскольку это один из самых необъективных методов контроля, - выразил мнение бизнес-сообщества руководитель РПП.

Принципиальная позиция «Атамекена» основывается на том, что в случае камерального контроля проверяемые лишены возможности своевременно доказать свою правоту, а постфактум, как показывает практика, уже ничего не решается.

Такое впечатление, что главная задача контрольно-надзорных органов - как можно больше выявить нарушений и выписать предписаний. Нам пора менять подходы в плане проверок. На самом деле проверяющий должен быть помощником предпринимателя, должен оказывать методическую помощь и давать рекомендации по приведению предпринимательской деятельности в соответствие с законодательными требованиями. Проверки должны проводиться с курсом на профилактику и заканчиваться на первый раз предупреждением. Об этом говорится и в статье 64 КоАП, которая у нас мало применяется на практике. Если на участке у проверяющего госоргана много нарушений и максимальное несоблюдение требований со стороны бизнеса - значит, данный госорган запустил свой участок и не работает с предпринимателями. Соответственно, чем меньше выявлено нарушений - тем лучше работает контрольно-надзорный орган, - резюмировал Игорь Шацкий.

Эту позицию разделил заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев, со стороны которого было дано поручение госорганам организовать отраслевые семинары с предпринимателями, где озвучить наиболее часто встречающиеся в ходе проверок нарушения и дать разъяснения по их устранению и предупреждению.

Пока же предприниматели заслушали доклады представителей контрольно-надзорных органов о проведенных в 2018-2019 гг. проверках бизнеса и принимаемых мерах по снижению давления на бизнес. Отчитались Комитет по правовой статистике и специальным учетам ВКО, Департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг ВКО, Департамент по чрезвычайным ситуациям ВКО, Департамент государственных доходов по ВКО.

В числе озвученных госорганами инициатив стоит отметить создание Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ВКО Карты проверок предпринимателей, в которой можно будет обжаловать предписания онлайн. Также в настоящее время Комитетом госдоходов разрабатывается законодательная база для освобождения малого и микробизнеса от уплаты налога на доход с 2020 года в соответствии с поручением Президента РК.

Христина Дорошенко

 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться