Физик из Усть-Каменогорска об английском языке, футболе и колонизации Марса
Наука – одно из приоритетных направлений развития Казахстана на ближайшие десятилетия. Преподаватель физики Назарбаев интеллектуальной школы Усть-Каменогорска Айдын Тусыпжанов входит в когорту молодых ученых, которые уже сейчас куют будущее научно-технического прогресса страны. О работе учителя, важности иностранного языка и жизненных ориентирах мы поговорили с самим Айдыном Тусыпжановым.
?Как вышло, что Вы решили заняться наукой
В детстве и не думал об этом. Все началось в университете. Я поступил в ВКГУ имени С. Аманжолова и сразу попал в хорошую научно-исследовательскую группу. После выпуска остался в лаборатории университета. Сначала как лаборант, потом стал инженером. Позже отслужил в армии, а когда вернулся на гражданку, в Казахстане как раз началась активная поддержка научно-исследовательских лабораторий, и остался в науке.
?В Вашей семье кто-нибудь еще увлекается наукой
Родом я из Жарминского района, мои родители простые рабочие, никто в семье не имел к науке отношения. Я проявил способности к точным наукам еще в школе. Участвовал в олимпиадах по физике и химии, именно с химии начал свою олимпиадную деятельность. Потом перешел в физики.
?Почему Вы решили отдать предпочтение физике
Я приехал поступать в ВКГУ из деревни. Все советовали пойти на физику. Говорили, что даже финансисты сейчас изучают ее. Так как с 10-го класса больше увлекался физикой, решил на нее и поступить. Сейчас химией почти не занимаюсь.
?Как началась Ваша преподавательская деятельность
Я 10 лет проработал в ВКГУ в лаборатории и по совместительству преподавателем физики. Потом в НИШ был набор учителей, сдал экзамен и меня приняли на должность педагога по физике. Мне нравилось работать в вузе, но здесь больше ребят, по-настоящему интересующихся наукой, они задают неожиданные вопросы. Выходит, что сам развиваюсь вместе с ними и теперь стал понимать те нюансы физики, которые в вузе не понимал.
?Работать в НИШ сложнее, чем в обычной школе
Здесь внедрено трехъязычие. К тому же мы отвечаем за разработку некоторых контрольных работ для других школ. Разрабатывать приходится во внеурочное время. И, как я говорил, всегда нужно быть готовым к неожиданным вопросам от учеников, отходящим от программы, на которые должен дать ответ.
?Как Вы находите подход к ученикам
Главное – наладить контакт, не нужно давить сухими научными фактами. Иногда полезно пошутить с ребятами, чтобы завладеть их вниманием, это приносит плоды позже. А для меня важно видеть достижения моих учеников.
?Какого результата Вы в первую очередь ждете от учеников
Главное, чтобы они хорошо сдали внешний экзамен, который принимают экзаменаторы из Кембриджа. Все мое обучение заточено под этот экзамен. Я готовлю учеников к вопросам, которые им зададут на нем. Важно, чтобы они подтвердили те хорошие оценки, которые получают на моих уроках.
?Не хотите начать преподавать еще один предмет
Сейчас наука развивается рука об руку с экономикой. Освоить азы экономики было бы неплохо. Хочу научиться просчитывать бизнес-планы, составлять смету. Как учитель хотел бы обучиться информатике и программированию, потому что я часто работаю с конструкторами и приходится обращаться за помощью к программистам.
?Трудно было освоить три языка
Казахский для меня родной, на русском я обучался в вузе. Английский освоил во время поездки по программе «Болашак» на стажировку в Польшу. Там общался с иностранцами, привыкал воспринимать английский язык на слух, но в НИШ все равно иногда встречаются научные термины, которых я не знаю. Приходится заглядывать в словарь.
?А Вы сами следите за ходом научно-технического прогресса
Регулярно читаю новости. Недавно узнал, что новый телескоп открыл в космосе 500 экзопланет, пригодных для заселения людьми. Меня увлекают современные теории о колонизации Марса, я считаю, что в этом направлении нужно двигаться. Человечеству точно будет полезно долететь до какой-то далекой планеты, кто знает, может быть, на ней окажется жизнь? На пользу прогрессу это точно пойдет.
?Кем бы стали, если бы не пошли в науку
Архитектором. Люблю строить, делать что-то своими руками. Неплохо черчу, сейчас создаю свой план дома, который хочу построить. Спроектировать что-то более серьезное пока не пытался.
?Как к Вашему увлечению наукой относятся домашние
У меня жена и двое детей. Они еще маленькие – два и четыре года. Они не особо понимают, чем я занимаюсь. А жена во всем поддерживает. К тому же, кроме науки, у меня есть увлечения. Люблю поиграть в футбол или волейбол.
?Планируете остаться педагогом в НИШ или намерены двигаться в другом направлении
Я не против преподавать физику в какой-нибудь международной школе. Без разницы, в Казахстане или за рубежом. Хочу поработать с иностранными коллегами. Думаю, это будет интересный опыт.