USD 331.87
EUR 353.31
RUB 5.56
Новости дня
Все новости

Судоходство на Иртыше выгодно для ЕАЭС

Судоходство на Иртыше выгодно для ЕАЭС

Сегодня только старшее поколение помнит времена, когда по полноводному Иртышу ходили большегрузные суда и прогулочные катера. Вопрос о возрождении на трансграничной реке судоходства поднимался неоднократно. В середине июня эту проблему обсуждали на заседании консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии. По данным пресс-службы ведомства, до конца нынешнего года будет подписан договор о судоходстве, который позволит вдохнуть жизнь в главную водную артерию Восточного Казахстана.

Если сегодня смотреть на Иртыш через суровую призму реальности, то судоходство на этой полноводной реке, точнее на той ее части, что протекает по территории Казахстана, осталось лишь в Павлодарской области. И начало сезона навигации традиционно становится праздником для жителей города.

Не в полную силу

По словам председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Ризабека Хамарова, всю зиму идет подготовка флота к выходу в новые дальние рейсы. В этом году из Павлодара в российские регионы, которые находятся ниже по течению Иртыша, планируется перевезти свыше одного миллиона тонн грузов. При этом традиционно основную долю экспорта по реке составляют щебень и строительный песок, которые добываются на территории Павлодарской области и пользуются большим спросом у соседей.

Важно отметить, что реальные возможности Павлодарского порта намного выше. И стоят судоперевозки практически в два раза дешевле, чем доставка груза наземным автомобильным или железнодорожным транспортом. Суда из Павлодара ходят до Омска, Томска, Ханты-Мансийска и дальше вплоть до Охотского моря. В чем же причина низкого спроса на перевозки водным путем? Их несколько: отсутствие межгосударственных договоренностей в части развития речного судоходства, отсутствие гарантированных глубин на некоторых участках реки. Именно первую проблему обещает решить договор о судоходстве, который планируют подписать все страны ЕАЭС.

Как сообщает пресс-служба Евразийской экономической комиссии, данный документ предоставляет право безразрешительного доступа судам под флагом государства-члена ЕАЭС к внутренним водным путям другого государства.

Член Коллегии по энергетике и инфраструктуре Таир Мансуров на заседании в Москве предложил в кратчайшие сроки завершить экспертное согласование и внести проект договора на рассмотрение Коллегии ЕЭК в сентябре нынешнего года. При этом он подчеркнул, что в целях дальнейшего развития интеграции в сфере водного транспорта государствам союза необходимо внести в ЕЭК предложения по гармонизации законодательства в сфере безопасности судоходства, технического регулирования, страхования и лицензирования.

Но вернемся к потенциалу Иртыша. Павлодар ведет активную работу по расширению портовых сил - рассматривается вопрос о приобретении в этом году трех крупнотоннажных единиц флота. Одновременно порт ведет дноуглубительные работы на популярном для многих туристов озере Сабындыколь на территории Баянаульского национального природного парка, а также занимается реанимацией реки Усолка в южной части Павлодара.

Если говорить о нашей области, то здесь перспективы пока не такие радужные, хотя потенциал судоперевозок также очень велик. Заглядывая в историю, можно обнаружить следующие цифры: в 70-80-е годы прошлого столетия внутренний водный транспорт перевозил до двух с половиной миллионов человек и до девяти миллионов тонн грузов в год.

Большая история

Главная «вина» Иртыша заключается в его географическом положении. Вплоть до начала 80-х годов по нему осуществлялись перевозки грузов из Китая в Казахстан и далее в направлении Российской Федерации. Существовал и обратный грузопоток. Такие масштабные перевозки были бы невозможны без крупных гидроузлов, таких как Бухтарминская, Усть-Каменогорская и Шульбинская гидроэлектростанции. Причем мощность последней значительно больше, чем у первых двух плотин, а подпор от водохранилища по проекту должен был достичь Усть-Каменогорской плотины. Ее строительство было начато еще в 1976 году, а в сентябре 1978 года Иртыш был перекрыт, и вскоре началось наполнение водохранилища. С тех пор сквозное судоходство между Семипалатинском и Усть-Каменогорском было прекращено - верховья Иртыша оказались отрезанными. Дело в том, что судоходный шлюз по проекту должен был быть построен на пару лет позже, но началась перестройка, финансирование уменьшилось, а в начале 90-х годов строительство шлюза вовсе прекратилось.

Судоходство на реке Иртыше выгодно для Евразийского экономического союзаСудоходство на реке Иртыше выгодно для Евразийского экономического союза

Еще одним фактором, сыгравшим роковую роль в исчезновении сквозного судоходства, явилось разрушение и коррозионный износ Усть-Каменогорского шлюза. Первый «проход» сквозь него был осуществлен в 1953 году, с тех пор вплоть до 90-х годов прошлого века через этот шлюз прошло более 30 тысяч единиц флота. Естественно, такое активное движение водного транспорта привело к износу, по архивным данным, наибольшую опасность представлял контрфорсный порог верхней головы шлюза, прочность бетона в основании напорной грани была в 1,6 раза ниже проектной. В аварийном состоянии находились металлоконструкции камеры шлюза. В результате, в начале 90-х этот шлюз также закрыл свои ворота.

На помощь в восстановлении речного судоходства, как одного из наиболее выгодных экспортных путей сообщения, пришли иностранные инвестиции. В начале нулевых на уникальном Усть-Каменогорском шахтном шлюзе были проведены бетонные работы, устранены повреждения, описанные выше. Также был проведен ремонт Бухтарминского шлюза: причальная стенка была приведена в соответствие с необходимыми требованиями национальной безопасности, причал очищен от лишних судов, отремонтированы и забетонированы подходы, проведено электричество, средства связи, установлено ограждение, а на случай ЧС сделан скат для технических средств.

А в 2004 году, спустя почти 20 лет, достроили Шульбинский шлюз. Ровно через год после этого между Усть-Каменогорском и Семеем возобновились пассажирские перевозки. Их начал осуществлять теплоход «Полесье». Кстати, после завершения реконструкции всех гидротехнических сооружений шлюзование на Иртыше сделали платным. После завершения строительства Шульбинского гидроузла на Иртыше сразу начались дноуглубительные работы.

А что будет завтра?

Сегодня, на просторах ЕАЭС речной транспорт по-прежнему остается самым выгодным способом перевозки грузов, поэтому возрождение судоходства на Иртыше напрямую сулит Восточному Казахстану расширение экспортного потенциала и значительную экономию средств. Есть и проекты, связанные с пассажирскими перевозками на Иртыше.

Так, в прошлом году молодой предприниматель из Семея представил бизнес-проект по возведению речного мини-вокзала на новой набережной Иртыша, а также закупу двух современных речных трамваев на воздушной подушке. Идея была одобрена фондом поддержки предпринимательства «Даму», однако пока не была реализована.

На Набережной им. Славского в Усть-Каменогорске сегодня можно увидеть небольшие катера, которые предлагают всем желающим прогулки по воде от бывшего речного вокзала до Аблакетского причала. Однако техническое состояние этих транспортных средств оставляет желать лучшего, а баржи и сухогрузы продолжают стоять на приколе.

ЕАЭС поможет

До конца XX века речной транспорт на Иртыше стремительно развивался и достигал рекордных показателей. В народном хозяйстве он был самостоятельной отраслью. К сожалению, в 1990-е годы, в связи с развалом СССР, вся система судоходства на Иртыше пришла в упадок. Порты и пристани, где ранее сосредотачивался груз, речные вокзалы и судоремонтно-судостроительные предприятия приватизированы в частную собственность и используются не по назначению. Речной транспорт остался без внимания и оказался невостребованным.

Хочется верить, что с подписанием договора о судоходстве между странами ЕАЭС этой сфере грузовых и транспортных перевозок уделят должное внимание и трансграничная река вновь будет использоваться по прямому назначению. Тем более, что потенциал для этого есть уже сейчас. Возрождение речного судоходства даст новые возможности не только членам Евразийского экономического союза, но и их ближайшим соседям. Об этом говорят и власти приграничных регионов Российской Федерации - соседи также приступили к работам по дноуглублению и возведению гидроузлов.

По словам Таира Мансурова, в условиях глобализации объемы перевозок между странами приобретают все большие масштабы, предоставляя государствам - членам ЕАЭС новые возможности для реализации совокупного транзитного потенциала.

Серафима Березовская
Фото Сергея Сурова
Источник: Altaynews.kz
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Или водите через социальные сети
Самое читаемое
Новости партнеров
Загрузка...
Популярное
Сегодня Неделя Месяц
Мы в соцсетях