ВКО: «Русское полотенце на Алтае»
Об особенностях старообрядческих свадебных церемоний рассказали жителям Алтая. Посетители зала краеведения узнали, что являлось символом крепкого и долгого брака и почему простое полотенце берегли как зеницу ока.
Театрализованное представление организовано в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». Таким нестандартным образом в моногороде открыли выставку «Русское полотенце на Алтае».
Экспозиция представлена областным архитектурно-этнографическим и природно-ландшафтным музеем-заповедником, – рассказывает заведующий залом краеведения Алтая Денис Никитин. – Для нас она особо ценна. Полотенце имело большое символическое значение в жизни старообрядцев, живущих в долине Бухтармы. Мы выставили около 60 экспонатов, 12 из которых переданы на хранение жителями сел именно нашего района.
О том, как старообрядцы использовали полотенце в быту и в обрядах, посетителям выставки не только рассказали, но и показали представители Дома дружбы - центра общественного согласия Алтая. К примеру, горожане смогли увидеть фрагменты свадебной церемонии.
Полотенце имело не только прикладное значение, – поясняет директор Дома дружбы Елена Филимонова. – Все знают, что у славянских народов хлеб и соль выносили именно на рушниках, расписанных узорами и орнаментами, каждый из которых имел свое значение, символизировал плодородие, мир, свет и тепло. Кроме того, полотенце активно использовалось в свадебной обрядовой культуре. Им переплетали руки новобрачных, а после хранили и передавали из поколения в поколение как символ крепости брака и любви.
В Доме дружбы Алтая считают, что отголоски полотенечной обрядовой культуры можно заметить и сегодня на современных свадьбах. Свидетели жениха и невесты обязательно надевают ленты, а раньше похожим способом на плечо дружке и свашке (подруга невесты) завязывали полотенца.
Отметили посетители выставки и еще одну любопытную деталь. Узоры на многих выставленных полотенцах полностью повторяли рисунок на украшениях и нарядах представителей Дома дружбы.
Вот такое интересное совпадение, – говорит Елена Филимонова. – Наряды для своего коллектива мы заказывали, предварительно поработав с музеем Барнаула, где хранятся сведения об одежде старообрядцев нашего края. Хотели, чтобы костюмы были не просто стилизованными, а соответствовали исторической действительности. И судя по тому, что орнаменты так совпали с рисунками полотенец, собранных в местных селах, нам это удалось.