USD 311.49
EUR 329.84
RUB 5.38
Новости дня
Все новости

Жилищно-коммунальные отношения в Казахстане: ответы на вопросы

Жилищно-коммунальные отношения в Казахстане: ответы на вопросы

Интервью Заместителя Председателя Правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» Хамзина Д.А.

***

1. Множество жалоб жильцов на КСК говорит о том, что законодательство в области жилищно-коммунальных отношений не эффективно?

Благодарю за актуальный вопрос!

Однозначно утверждать, что в стране законодательство неэффективно считаем не совсем правильным.

На сегодняшний день практически все жилье граждан находится в их частной собственности.

Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее - Закон) является основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу жилищных отношений, и несет в себе главенство интересов собственников квартир.

То есть, государство законодательно предоставляет гражданам самим принимать оптимальные для них решения, определяя собрание собственников квартир как высший орган многоквартирного жилого дома (далее - МЖД), обладающий исключительной компетенцией.

На собраниях собственников квартир рассматриваются и принимаются решения по первостепенным вопросам, связанным с управлением и содержанием объекта кондоминиума (выбор формы управления, утверждение размеров ежемесячных взносов, расходования денег, накопленных на сберегательном счете, утверждения сметы расходов на проведение капитального ремонта и др.).

Отсюда и возникают сложности отношений собственников квартир с КСК:

- со стороны собственников квартир - неплатежи, задолженность по ежемесячным взносам, халатное отношение к общему имуществу МЖД, недоверие к КСК и т.д.;
- со стороны КСК - непрозрачность финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие конкретных мер по благоустройству общего имущества МЖД (подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, общедомовые инженерные системы и др.), его текущего и капитального ремонта и т.д.

На сегодня вопросы контроля за деятельностью КСК предоставлены в большей степени самим собственникам квартир.

Очень важно активное участие собственников квартир в принятии решений по самым актуальным вопросам МЖД, их бережное отношение к общему имуществу дома, понимание необходимости своевременного внесения денежных средств для эксплуатации и содержания МЖД.

Вместе с тем, государство дополнительно принимает меры по защите прав граждан как потребителей услуг по управлению и содержанию МЖД.

В частности, в недавнем прошлом созданы жилищные инспекции при акиматах, которые в помощь жильцам осуществляют часть контрольно-надзорных функций в сфере управления и содержания МЖД.

В учебных заведениях прорабатываются и постепенно внедряются специальности в сфере управления МЖД, нами постоянно проводятся курсы повышения квалификации специалистов в сфере ЖКХ.

Таким образом, принимаются меры по повышению эффективности сферы управления МЖД, усилению контроля за деятельностью субъектов жилищной сферы (КСК, собственники квартир, сервисные компании), повышению квалификации работников данной сферы.

2. Каким образом жильцы могут контролировать расходы КСК, ведь это деньги собственников квартир?

Согласно Закону расходы на содержание общего имущества объекта кондоминиума должны быть отражены в отчете по управлению МЖД, который представляется индивидуально собственнику квартиры в письменной форме либо в форме электронного документа ежеквартально.

Таким образом, собственникам квартир Законом предоставлена прямая возможность осуществлять контроль за расходованием средств и требовать от КСК полного отчета по расходованию средств, а последние, в свою очередь, обязаны предоставить и показать все необходимые документы.

Другое дело, что не все собственники квартир знают свои права и защищают их, чем могут пользоваться в собственных интересах недобросовестные руководители КСК.

Хотел бы отметить, что согласно Закону высшим органом КСК является общее собрание членов кооператива.

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится избрание и освобождение председателя правления кооператива, членов правления и ревизионной комиссии.

То есть, если работа ревизионной комиссии КСК не устраивает собственников квартир, то на общем собрании можно выбрать новых членов ревизионной комиссии КСК.

Кроме того, в недавнем прошлом созданы жилищные инспекции при акиматах, которые в помощь жильцам осуществляют часть контрольно-надзорных функций в сфере управления и содержания МЖД, таких как:

- согласование сметы расходов на проведение отдельных видов капитального ремонта, представленной КСК, финансируемых с участием жилищной помощи;
- участие в комиссиях по приемке выполненных работ по отдельным видам капитального ремонта МЖД;
- проведение проверки наличия отчета по управлению МЖД при обращении собственников квартир МЖД;
- соблюдение собственниками квартир порядка использования, содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества в МЖД и прилегающих территорий;
- контроль за качеством работ, выполненных по отдельным видам капитального ремонта МЖД.

В целях прозрачности деятельности КСК в настоящее время прорабатывается вопрос внедрения электронной системы с условным названием «Е-Шанырак» (работа в этом направлении уже началась), содержащей сведения о деятельности каждого КСК по каждому МЖД по всей стране.

Данная электронная система будет содержать весь необходимый функционал - сведения о конкретном МЖД, о его управлении и содержании, о взносах/задолженности собственников квартир, расходах, возможности электронного голосования по вопросам компетенции общего собрания собственников квартир (что, в свою очередь значительно облегчит процедуру проведения собраний и принятия им решений) и множество иных вопросов, которые позволят улучшить прозрачность расходования средств.

Предполагается, что у каждого собственника квартиры будет «личный кабинет», в котором будут возможности контролировать свои взносы, наблюдать за работой КСК, получать извещения о мероприятиях КСК, голосовать по вопросам общего собрания жильцов и др.

Также, в целях удобства для жильцов, планируется разработка соответствующего мобильного приложения для сотовых телефонов.

Внедрение данной системы будет актуально и эффективно не только для жильцов, но и для всех субъектов жилищных отношений - государственных органов (акиматы, жилищные инспекции и др.), КСК, управляющие компании и т.п.), специалистов в сфере ЖКХ и др.

3. Сегодня много говорят про накопление денег на капитальный ремонт дома, при этом многие жильцы с такой нормой закона не согласны. Разъясните данную ситуацию.

Действительно, в соответствии с Законом собственники квартир для накопления средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума обязаны ежемесячно вносить на сберегательный счет КСК сумму в размере, определяемом на собрании собственников квартир, но не менее размера 0,02-кратного месячного расчетного показателя, в расчете на один квадратный метр полезной площади жилого (нежилого) помещения.

На самом деле в данном случае для капитального ремонта МЖД вариант только один - накопление.

На сегодняшний день, выделение денежных средств на капитальный ремонт домов из республиканского бюджета приостановлено.

Капитальный ремонт в настоящее время осуществляется за счет возвратных денег от собственников квартир.

Касательно необходимости накопления отмечаем, что МЖД (зарегистрированный как объект кондоминиума) - это единый имущественный комплекс, состоящий из квартир, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан, и общего имущества, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Общее имущество (подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, общедомовые инженерные системы и др.) в дальнейшем потребует капитального ремонта.

Его проведение потребует немалых средств, выделить которые единовременно из своего бюджета может не каждый гражданин, в связи с чем накопление на сегодня является единственным приемлемым вариантом.

Таким образом, соблюдение вышеуказанной нормы Закона жильцами необходимо для накопления средств и проведения капитального ремонта дома в будущем.

4. Что лучше - когда КСК управляет одним домом или несколькими домами одновременно?

Благодарю за актуальный вопрос!

На сегодняшний день определение оптимальной модели управления МЖД является одной и самых актуальных и обсуждаемых проблем в данной сфере.

Отмечаю, что действительно, если следовать линии «один дом - один КСК - один счет» то это способствует прозрачности в управлении и содержании МЖД, средства жильцов идут только на свой дом.

Но при этом утверждать, что КСК как форма управления хуже условной управляющей компании и наоборот, считаем не совсем верным ввиду многих факторов, влияющих на качество управления МЖД в каждом индивидуальном случае (профессиональные качества управляющего, прозрачность расходования средств, уровень внесения ежемесячных взносов собственников квартир, техническое состояние МЖД, активность жильцов в принятии решений касательно дома и др.).

Хочу подчеркнуть, что на сегодня идет обсуждение оптимальной модели управления МЖД, где задействованы не только государственные органы, но и представители собственников квартир, управляющих компаний, общественных объединений, ассоциаций КСК, обобщаются и анализируются проблемные вопросы, в том числе поступающие от собственников квартир жалобы и предложения.

5. Какие образовательные мероприятия проводятся АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» для населения?

АО «КазЦентр ЖКХ» имеет большой опыт в реализации государственной политики по модернизации и развитию ЖКХ посредством совершенствования нормативно-правовых актов и нормативно-технической документации, оказание информационно-аналитических услуг, реализации инвестиционных проектов, внедрение инновационных и ресурсосберегающих технологий, управленческих и практических знаний.

Эти знания АО «КазЦентр ЖКХ» распространяет среди специалистов ЖКХ путем проведения образовательных мероприятий, таких как трехдневные, пятидневные и десятидневные курсы повышения квалификации.

Данные курсы посвящены изучению вопросов управления многоквартирными жилыми домами, правовых основ в ЖКХ, форм и алгоритма эффективного управления жилищным фондом, формирования эффективного собственника жилья, модернизации МЖД, инженерных сетей и систем на основе применения энергоресурсосберегающих технологий, передового международного и отечественного опыта, организации и проведения ремонтных работ в системе органов управления объектами кондоминиума.

Многие рядовые и руководящие сотрудники жилищного хозяйства, в том числе и органов управления объектами кондоминиумов (КСК, ТОО, ИП и др.) не имеют должного профессионального образования и навыков, что сдерживает внедрение передовых методов менеджмента и управления жилищным фондом.

Также в проектных, эксплуатационных и строительно-монтажных организациях сферы ЖКХ на позициях инженерно-технических работников трудятся в основном специалисты, которым 50 и более лет. В страну приходят новые технологии, новые материалы и оборудование, передовые методы управления и менеджмента, информационные системы управления, которыми не в полной мере владеют специалисты старшего поколения.

В результате проведения образовательных мероприятий АО «КазЦентр ЖКХ» в 2013-2015 годах охват мероприятиями по повышению квалификации составил 4 800 специалистов, что составляет около 40 % от всех работников жилищно-коммунальной сферы.

В связи с этим, данную работу по повышению квалификации и компетенции специалистов сферы жилищного хозяйства планируем продолжать и в последующие годы.

Источник: Altaynews.kz
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Или водите через социальные сети
Самое читаемое
Новости партнеров
Загрузка...
Популярное
Сегодня Неделя Месяц
Мы в соцсетях