USD 334.31
EUR 355.17
RUB 5.31
Новости дня
Все новости

Странная форма школьной реформы

Странная форма школьной реформы
На днях в столице состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы образования в Казахстане». Его организатором выступила Коммунистическая Народная партия Казахстана. Обсудить ситуацию в конференц-зале БЦ «Iскер» собрались чиновники от образования, депутаты Мажилиса, представители НПО, педагоги, родители и просто неравнодушные граждане.

РАЗ, РЕФОРМА… ДВА, РЕФОРМА…

Чем же больше всего знаменито казахстанское образование? Пока что, увы, только своими постоянными реформами. Вопреки народной истине, что лучшее - враг хорошего, каждый новый руководитель МОН РК стремится переделать существующую систему под свой вкус. А вот результаты многочисленных перестроек пока что выглядят сомнительно.

- Образование, это фундамент успешного будущего, для наших детей и для нашей страны, - отметил в своем выступлении модератор, депутат Мажилиса Жамбыл Ахметбеков. - Но в последние годы это будущее становится все туманнее.

Депутата можно понять. Бесконечная череда реформ, частая смена министров образования, произвол в изменении учебных программ и содержимом учебников, вызывают серьезные опасения, как у родителей, так и у педагогов. Потому что за каждую неудачу каждого нового реформатора расплачиваются дети.

- Свои провалы в реформировании образования государство решает назначением нового министра, - подчеркнул коммунист. - Но восполнить провалы в знаниях детей это вряд ли поможет. Попытки внедрить лучшие учебные методики пока не получили одобрения в обществе, так как делались наспех, и возможно, без глубокого анализа.

В итоге, весь опыт введения новшеств в данной сфере сопровождается негативным информационным фоном. Большинство изменений, как у нас принято, насаждались молниеносно, без апробации и широко обсуждения с общественностью. Причем целесообразность многих реформ не понимали не только родители, но и сами педагоги.

Последняя новинка от МОН РК - внедрение в ближайшие годы обучения на трех языках. В теории, это безусловно должно иметь положительный эффект - казахстанские дети-полиглоты будут более конкурентоспособны в современном мире. Но практика, как обычно хромает.

Чиновники от образования как-то не озаботились уточнить, готовы ли сами дети учиться на трех языках? И найдется ли достаточное количество квалифицированных учителей, способных грамотно преподавать предмет на иностранном языке? Потому что даже в нынешней системе образования наблюдается острейший дефицит педагогических кадров, что уж говорить о высококвалифицированных специалистах со знанием английского.

- Вряд ли квалифицированный специалист, способный преподавать на иностранном языке, пойдет работать в обычную школу на невысокую зарплату, - констатировал Ахметбеков. - Низкая привлекательность профессии педагога так же является препятствием для привлечения талантливых людей в сферу образования. Поэтому зачастую на работу в школу приходят не самые лучшие кадры.

Внедрение трехязычного образования потребует издания новых учебников, а у нас пока-то и прежних книг хватает не для всех. Родители школьников вынуждены выстаивать огромные очереди в книжных магазинах, чтобы купить все необходимое. И о каких реформах при таком раскладе речь?

ПЛАТА ЗА УМ

По мнению депутата Мажилиса от КНПК Ирины Смирновой, одна из проблем казахстанского образования в том, что оно катастрофически недофинансируется. В Казахстане на одного ученика выделяется всего 520 долларов, (при среднемировых расценках в 1518 долларов). И если в развитых странах на образовательную сферу тратится от 6 до 25 процентов ВВП, то у нас только 3.

- Для качественных изменений нужна финансовая поддержка, - считает Смирнова. - Нам, коммунистам, нужно выдвинуть предложение об увеличении финансирования образования.

Еще одна проблема в том, что казахстанские школы хоть и худо-бедно, дают детям знания, но абсолютно упускают воспитательный вопрос. У нас традиционно принято, что воспитанием ребенка занимаются родители. А школа даже не может проверить результат - сделать это при помощи Единого Национального тестирования, с заранее подготовленными ответами просто невозможно.

Решение воспитательных вопросов подразумевает надлежащую подготовку учителя, но у нас плохо и с этим. За рубежом, где к вопросу относятся серьезно, существует четкая система отбора абитуриентов педагогических вузов, контролируется качество подготовки студентов, и диктуются жесткие условия при найме на работу. У нас же в пединституты абитуриенты идут не по призванию, а потому что им больше не удалось никуда поступить, а учиться на гранте и получить диплом хочется.

- Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней людей, - грустно иронизирует коммунистка. - Следует дать учителям возможность пройти подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы. Так что единственный способ улучшить результаты учащихся, это улучшать качество самого образования.

ЧТО У НАС В ОСТАТКЕ?

Вопросы воспитания будущего поколения затронул и депутат Мажилиса от КНПК Магеррам Магеррамов. По его словам мы имеем сейчас непростую дилемму. С одной стороны, школа призвана прививать учащимся чувство любви к родине, уважения к старшим, воспитывать ответственность за свое поведение. С другой - она практически лишена возможности этого делать и в нынешнем состоянии не способна выдержать конкуренцию с другими современными «воспитателями» - телевизором. Интернетом и компьютерными играми. И о каком авторитете педагога может идти речь, если его не уважают и родители школьников, и сами дети. Впрочем, увы, иногда вполне заслуженно.

- Министр образования уверяет, что все школы будут обеспечены учебниками, а в реальности мы видим, что это не так, - объясняет Магеррамов.

При этом, хотя бесплатные учебники в школах отсутствуют, дефицит можно приобрести на рынках. Коммунист привел пример, когда в одной из школ руководство разводило перед родителями руками, объясняя, что книг для их детей нет, а эти же книги продавались в здании той же школы.

Раздражают пап и мам и ежегодные манипуляции со школьной формой, у которой с завидной регулярностью обновляется дизайн, а от родителей требуют покупать костюмы строго у одной фирмы-производителя, в конкретной торговой точке.

Вызывает нарекание и поведение самих педагогов. Нередки прецеденты, когда родители, не могут оплатить все поборы в школе, а в итоге ребенка, с благословения классного руководителя, там просто травят. В нынешнем году в Астане немалый скандал наделала история, когда учительница выгнала с торжественной линейки девочку-первоклассницу, потому что та пришла без бантов.

- Жаль, что нету аппарата, который бы определял уровень идиотизма таких людей, - прокомментировал ситуацию Магеррамов. - Эти солдафонские замашки, они, к сожалению, имеются. Но образовательная программа не может быть полной без ее воспитательной составляющей. Именно поэтому серьезные реформы следует осуществлять не в учебной части образовательной системы, что у нас каждый министр новый делает, а в культурно-нравственном воспитании. И подбирать педагогические кадры отнюдь не по остаточному принципу.

Развернувшаяся в ходе круглого стола, а после и в кулуарах дискуссия тоже оказалась очень познавательной. Так чиновники от образования с удивлением узнали, что у нас руководство школы, вопреки всем нормам, может заставить родителей перевести «непонравившегося» ребенка в другую. Что от детей требуют учебные пособия, изначально не входящие в программу, а то и тетради одного определенного цвета. А родители выяснили, что требования закупать форму у одного производителя изначально незаконны. Так же как и добровольно-принудительные поборы, по требованию кого бы они ни проводились: классного руководителя или родительского комитета.

По итогам круглого стола участники вынесли ряд рекомендаций. В их числе увеличение заработной платы педагогам и приравнивание их к госслужащим, со всем обязательным соцпакетом, а так же усовершенствование материально-технической базы школ. Кроме того, собравшиеся согласились с тем, что такие предметы, как физика, химия и биология, с учетом всей их сложной для перевода терминологии должны преподаваться в школах на родном языке. В дальнейшем рекомендации планируется передать в МОН РК и в Минсоцразвития.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажимите Ctrl+Enter
Больше по темам: кнпк
Добавить комментарий
Или водите через социальные сети
5 комментариев
  1. Костя
    Кнпк молодцы, поднимают острые вопросы!
  2. Айжан Б.
    Мда, раньше учитель был авторитетом и объектом подражания, теперь на учителей сыпятся все шишки.
  3. алена
    Здесь надо понимать, что внедрение трехязычного преподавания, помимо очевидных плюсов (если сегодняшние теоретические умозаключения Минобразования в итоге совпадут с реальным итогом реформы, что весьма спорно), все равно несет в себе элементы обоснованной тревоги. внедрение полиязычия по любому будет способствовать росту космополитичных ценностей и взглядов у подрастающих поколений. А это подрыв всей корневой системы, держащей на себе национальный код идентичности. Пусть кто-то думает, что это ретроградство, но тревога вполне реальная.
  4. возвышенный
    Да "новые казахстанцы" уже давно решили вопрос для своих детей. Они у них обучаются в дальнем зарубежье с отроческих лет. Многие остаются там на ПМЖ. Сейчас еще подучим сносно "спикающий", для "Чцжих дядей"
  5. 7101оса
    Конечно, не все так мрачно. Дополнительные знания, в т.ч. по языковой части, лишними и бросовыми никогда не будут. Другое дело, что вряд ли они полностью оправдают вложенные на переобучение учителей, разрабтку новых методик и т.д. средства. Нужно решать проблему языкознания постепенно - вначале отладить процесс в элитных и профильных школах. Затем осмотреться, понять, нужно ли нам столько носителей дополнительных языков. И если востребованность в них будет ощущаться, то двигаться дальше. А у нас опять - штурмовщина, отсутствие заслуживающего доверия анализа и т.д., прямо как при приснопамятной всеобщей коллективизации в прошлом веке...
Новости партнеров
Загрузка...
Популярное
Сегодня Неделя Месяц
Мы в соцсетях