RU
Усть-Каменогорск
+17°
ясно ветер 11 м/с, СЗ
446.49 475.38 4.79

Как пандемия Covid-19 повлияла на Австрийскую дорогу в ВКО

7 июля 2020 10:44 0

Одной из самых привлекательных достопримечательностей в Восточном Казахстане признана Австрийская дорога в Катон-Карагайском районе. Именно ее история, труднодоступность и привлекают туристов с каждым годом все больше. Однако пандемия Covid-19 отразилась и на этом туристическом объекте.

Немного истории

Согласно местным преданиям, в тяжелейших природно-климатических условиях, на высоте двух тысяч метров над уровнем моря, построили эту дорогу военнопленные Австро-Венгерской империи во время Первой мировой войны. И было это в 1915-1916 годах.

К сожалению, достоверных данных о самом строительстве, а уж тем более тех, кто дорогу строил, не сохранилось. Говорят, что и возводили ее не австрийцы, а скорее чехи, поляки и венгры, которые во время войны массово сдавались в плен русской армии. А вот проектировал трассу австрийский инженер.

Старожилы рассказывают, что пленных даже особо не охраняли – некуда им было деться, ведь кругом дикая природа, непролазные горы и леса, да и куда бежать из самой глубинки Российской империи?

С приходом большевиков в 1918 году всех оставшихся в живых 300 человек погрузили на обозы и через Дальний восток по сибирскому тракту отправили на родину. Добрались ли, никто не знает.

Известно, что только один военнопленный остался в Курчумском районе. Полюбил местную девушку, женился. Но и его судьба сложилась трагически. В 1937 году его арестовали и как «врага народа» расстреляли.

Пример человеческого трудолюбия

Больше всего удивляет даже не сама история построения этой дороги. Кажется просто невероятным то, как на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря без техники, вооружившись лишь лопатами и кирками, через скалы, два перевала, несколько горных рек, болот, непроходимый лес, построили эту дорогу. Это поражает и сегодня, спустя более 100 лет.

Кстати, историю военнопленных, построивших дорогу в горах Восточного Казахстана, рассказала в своем фильме австрийский документалист Лана Берндл, в свое время он был показан в Усть-Каменогорске, а до этого во многих европейских столицах. Только над сбором материала она работала более 7 лет.

«Не было данных вообще. В архивах я находила информацию об австрийцах, которые занимались строительством в Усть-Каменогорске. И там есть списки. Но списка людей, которые строили именно Австрийскую дорогу, просто нет. Говорят, что есть, но они до сих пор засекречены. К сожалению, это забытое время. Прошло столько лет…. И столько всего здесь происходило. Гражданская война, восстания, репрессии, потом про это говорить нельзя было. Настолько бушующая запутанная история, что это неудивительно», - рассказывала она на презентации картины.

Стратегический объект

Известна эта дорога еще и тем, что проходит по живописным местам в непосредственной близости от озера Маркаколь и Маркакольского заповедника. Извилистая, круто поднимающаяся вверх, с одной стороны она буквально вырублена в отвесной скале, с другой - нависает над обрывом.

Строилась дорога из стратегических соображений – для быстрой переброски войск, провизии к китайской границе, сократив путь с 500 километров до 50, соединив два района – Катон-Карагайский на севере и Курчумский на юге Восточно-Казахстанской области.

Позже по ней перегоняли скот, теперь же – сюда приезжают туристы, хотя и хозяйственное назначение трасса не потеряла. Как и сто лет назад по ней перевозят сено, различные грузы. Хотя трудно представить, как можно с грузом или телегой сена проехать по дороге, ширина которой не более трех с половиной метров, а уж как разъехаться на ней – даже подумать страшно, ведь кому-то придется задом сдавать несколько сот метров – до ближайшего поворота.

Говорят, и сегодня, не все справляются – на обочине частенько встречаются фрагменты автомобилей или телег, сорвавшихся в пропасть.

Привет экстремалам

Но забываешь обо всем – страхе, переживаниях, как только попадаешь на перевал. Оказавшись на уровне облаков, увидев, как под ногами простирается Бухтарминская долина, а за ней прорисовывается двуглавая Белуха, которая, опять же по приданию, выглядывает из тумана и облаков только навстречу чистым, добрым душою людям. Путешественники и местные жители считают это доброй приметой, благословением на дорогу.

Кстати, с недавних пор то направление в Катон-Карагайском районе вызывает немалой интерес у туристов. Людей не останавливает ни плохие дороги, ни минимум сервиса. Экстрим и впечатления от него влекут многих.

Правда, реалии современной жизни внесли свои изменения даже здесь.

«Согласно Госпрограммы развития туризма на 2019-2025 годы Австрийская дорога признана наиболее привлекательной достопримечательностью Катон-Карагайского района. В рамках реализации мер по развитию района до 2025 года было запланировано обеспечение туристских маршрутов, в том числе и вдоль Австрийской дороги. Но в связи с пандемией Covid-19, а также действующими карантинными мерами, проведение данных мероприятий временно отложено», - пояснили в управлении туризма и внешних связей Восточно-Казахстанской области.

Конечно, подобные меры коснулись не только Австрийской дороги, но и других туристических объектов региона. Тем не менее работа ведется, в частности, проводятся переговоры по привлечению зарубежных экспертов для формирования пакета рекомендаций по развитию туризма.

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться