О том, что картины не рисуют, а пишут, нам поведал известный в Риддере человек - Виктор Гарафонов
Украшением города Риддера является, несомненно, природа - горы, лес, чистый воздух. Городу почти 300 лет, спроектированные в середине 20 века ленинградскими архитекторами широкие проспекты, параллельно идущие улицы, отточенные перекрестками, с точки зрения гостей и жителей являются образцом городского строительства. Город застраивался в разные периоды, поэтому можно встретить и деревянные здания дореволюционной постройки, и советский модерн, и советский ампир, и спальные районы «хрущёвок»…
А среди всего этого разнообразия то здесь, то там вдруг радуют глаз деревянные скульптуры медведей - то с бочонком, то с балалайкой. Вот недавно спиленное дерево, около оставленного двухметрового сруба работает человек. Мы спешим и потому планируем остановиться и побеседовать с ним на обратном пути. Но через два часа его и след простыл, а из сруба явно видны уже очертания косолапого. Наше знакомство с автором этих замечательных деревянных хозяев тайги произошло позднее в историко-краеведческом музее.
Виктор Иванович Гарафонов родом из Лениногорска. Он родился в семье шахтёра в 1954 году. Отец, инвалид войны, 21 год проработал под землей. Во время Великой Отечественной войны в Лениногорск были эвакуированы госпитали, там и познакомились родители Виктора Ивановича. С самого детства он увлечённо рисовал. Его любимым занятием было посещение Изостудии, где преподавал Франц Феликсович Иванчук, выпускник ВХУТЕМАС - знаменитых Всесоюзных художественно-технических мастерских. Это была выдающаяся личность, его сослали сюда в 1937 году, с 1938 года по 1961 год Ф. Ф. Иванчук являлся главным архитектором полиметаллического комбината, а затем всего города.
[su_slider source="media: 70792,70793,70794,70795,70796,70797" limit="23" link="lightbox" width="1000" height="600" title="no" pages="no" speed="2000"]
Город обязан именно ему неповторимым обликом центральных проспектов и бульваров. Изостудия была его любимым детищем и местом отдохновения, за 30 с лишним десятилетий Ф. Ф. Иванчук привил сотням маленьких ребятишек любовь к живописи и помог раскрыться талантам. Сюда почти каждый день после уроков бежал и маленький Витя Гарафонов. После школы Виктор по воле отца пошёл в горный техникум, но служба в армии прервала учёбу, и к радости сына, а к огорчению отца, он больше не вернулся к шахтёрскому поприщу. Попав в военный оркестр, он ещё больше уверовал в выборе художественного пути. После армии он поехал в Красноярск, в художественное училище. В Советское время учебные заведения такой специализации были редки, по одному на республику. Он непросто выбрал именно этот город, это была родина Василия Сурикова, его любимого художника. Для получения допуска к экзаменам необходимо было предоставить свои работы и написать композицию, то есть картину по теме. Виктор изобразил лесную опушку с домиком, двориком и с хозяйством. Домашняя и солнечная картина была взята из памяти своего детства, которое он часто проводил у своих родственников в лесу. Несмотря на то, что в этот период больше приветствовались работы социалистической, индустриальной направленности, композиция нашего героя очень понравилась. Он успешно поступил, с удовольствием учился, хотя выбрал весьма сложную специальность. Сегодня она называется сценограф. Очень интересная профессия. Художник создаёт оформление к пьесам, спектаклям, музыкальным произведениям, изучив историю костюма, рисует эскизы. Его дипломная работа - "Художественное оформление спектакля «Бесприданница» по А. Островскому".
По окончании училища он получил распределение в Драматический театр в Абакан, но судьба определила его в Свердловский оперный театр, где он успешно и проработал некоторое время, но низкая зарплата вынудила его поехать на Север, в Якутию, на заработки. После этого вернулся на Родину в 1982 году. Его всегда тянуло домой, где жили его родители, где была природа, вдохновляющая его на творчество. 12 лет он проработал в должности главного художника города Риддера, следил за визуальным оформлением города, сам расписывал фасады, делал скульптурные фрески. Сегодня на зданиях тех лет можно увидеть произведения его рук. Он всегда старался и требовал от других эстетического воплощения и соответствия, пропагандировал национальный колорит, поддерживал местных живописцев и воспевал красоту родного края. Пришли лихие 90-е, и стало не до оформления.
Наш герой перешёл на преподавательскую деятельность в Дом школьника, вёл кружки по керамике, резьбе по дереву. Он и сегодня занимается с детьми и может долго рассказывать о своих учениках. Кроме этого он индивидуальный предприниматель, участвует в тендерах по художественному оформлению города Риддера. А как же медведи, спросите вы? - Медведи и, кстати, не только они получили свое начало в его биографии со Дня города, когда посреди площадей и скверов появились десятки скульптур этих красивых животных. И сегодня он не проходит мимо спиленных стволов или сломанных ураганом деревьев. Так появилась красивая девушка на одной из остановок города в национальном костюме, как будто застывшая в танце, Маша на плече у Медведя.
В 2009 году Виктор Гарафонов принял участие в художественном оформлении городского краеведческого музея. Его фрески украшают и художественно наполняют пространство залов природы и истории. Человек увлеченный и разносторонний, Виктор Гарафонов за долгую творческую жизнь освоил множество художественных жанров. Картины, скульптуры, фрески и эскизы, роспись икон и множественные зарисовки, ежегодные выставки и работа с детьми. Но своей заслуги он с улыбкой не признаёт, уверяя, что всё дело в том, что Риддер - это кладезь талантливых людей. В этих словах видятся не только любовь и патриотизм Виктора Гарафонова, но и его широкая душевная щедрость, которой он не уставая делится с нами – зрителями. Впереди у нашего героя - вступление в Союз Художников Казахстана. Пожелаем ему удачи, он достоин такого почётного статуса.
Юлия Бор