RU
Усть-Каменогорск
-3°
ясно ветер 2 м/с, СЗ
443.85 474.3 4.8

Операция на ПЯть

14 марта 2019 12:06 0

 

Он успешно прооперировал двух мужчин из Риддера и Курчумского района. Им требовалась реконструкция (пластика) митрального клапана сердца.

Несмотря на ограниченное время пребывания и плотный график, расписанный по минутам, нам удалось встретиться и поговорить с признанным мэтром кардиохирургии и доктором мировой величины.

 

Основная информация о Юрии Владимировиче, как обо всех известных людях, отражена в "Википедии" и на просторах Интернета. О человеке, внесшем огромный вклад в развитие здравоохранения Казахстана и кардиохирургии в частности опубликованы десятки интервью. Мы же попытались задать вопросы, раскрывающие Юрия Пя не только как профессионала с большой буквы, но и как человека незаурядного, многогранную личность…

 

Вы удивитесь, но на медицинский Юрий поступил по настоянию родителей. В детстве он, как и многие мальчишки, мечтал стать инженером или космонавтом, и когда пришло время определяться с профессией, выбрал физико-математический факультет. После трех неудачных попыток поступить решающую роль в деле всей его жизни сыграли родители.

 

У нас в семье, в роду вообще не было медиков, и мои родители очень хотели, чтобы я стал врачом, – рассказывает Юрий Пя. – И хотя на медицинский факультет я поступил сразу, мне было сложно. Еще более непросто далась хирургия. В институте, когда требовалось определиться с направлением, выбрал именно ее, но не попал в группу хирургов. После окончания педиатрического факультета Московского государственного медицинского института им. Н. И. Пирогова работал по этой линии. Сначала интерном в горбольнице Тулы, потом травматологом в Детской больнице города Фрунзе. Однако грезить о хирургии не переставал. И в этом же городе получил опыт рентгенолога в отделении кардиохирургии Республиканской клинической больницы. Дослужился до заведующего отделением. После развала Союза трудился врачом сердечно-сосудистой хирургии в Киргизском научно-исследовательском институте кардиологии. Затем уехал в Турцию в кардиомедцентр города Адана. А в начале 2000-х годов меня пригласили для организации кардиохирургической службы в Казахстане. Не раздумывая вернулся, потому что меня не покидала мысль, что на родине я нужнее, чем там, где находился. За границей я был лишь винтиком в огромном наработанном механизме. Оглядываясь назад, не считаю свой путь звездным, скорее, он тернистый. Но, когда мне что-то тяжело дается, я это очень ценю. Покорение новых вершин в медицине сравнимо с покорением Эвереста.

 

Для многих казахстанцев возвращение светила кардиологии стало поистине спасением. Проработав несколько лет в Республиканской клинической больнице Астаны, Юрий Пя уже девятый год возглавляет Национальный научный кардиохирургический центр. Именно под его руководством он вошел в топ-22 лучших клиник мира, успешно прошел международную аккредитацию и реаккредитацию JCI, получил символ качества международного уровня «Золотой Знак Одобрения» и сертификаты золотого стандарта качества по двум клиническим программам: трансплантации сердца и VAD – устройства для механической поддержки желудочков сердца.

 

С открытием Центра и развитием кардиохирургической помощи потребность казахстанцев в зарубежном лечении значительно уменьшилась. Они стали получать медицинские услуги по международным стандартам в своей стране. Об этом свидетельствуют первые в мире уникальные операции, проведенные Юрием Пя в Астане, по имплантации полностью искусственного сердца (созданного группой французских специалистов компании CARMAT в сотрудничестве с Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном «Airbus») и пересадке донорского сердца. Он же впервые провел и сложнейшую операцию по трансплантации легких. На сегодняшний день в Национальном кардиоцентре выполнено более 60 операций по трансплантации сердца и семь по пересадке легких.

 

?Легко или сложно быть во многих значимых событиях первым?

 Знаете, наверное, каждый, кто выбирает профессию спасать жизни людей, заведомо должен быть амбициозным. В хорошем смысле слова. Кто-то становится лидером, кто-то его последователем. Лидеру сложнее, он первопроходец, а уже затем по проторенной им дороге идут остальные.

?А как вы относитесь к донорству, трансплантологии и искусственным органам?

Трансплантология органов стала золотым стандартом по спасению жизней пациентов. Но вы же понимаете: для того, чтобы проводить эти операции, нужно, чтобы кто-то умирал. И отдавал свои органы. Здесь трудно принять моральный аспект. Человек, которому требуется пересадка какого-либо органа, постоянно в ожидании донора… А искусственные органы – это творение гениев.

?Какая операция за всю вашу практику была самой сложной?

Любая операция для меня трудна в том смысле, что я несу ответственность за жизнь и здоровье человека, который мне доверился. Всегда подхожу к делу с осознанием того, что на месте пациента могу оказаться сам. И я бы хотел, чтобы врач сделал все возможное для моего спасения.

?У врачей вашего профиля есть какие-то приметы, суеверия?

Стараюсь не видеться с пациентом до того, как он окажется на операционном столе. Для меня все люди равны. И я не хочу, чтобы человек чувствовал себя обязанным мне.

?И все-таки пациенты вас благодарят, дарят подарки. Какой самый запоминающийся?

У нас в центре есть доска благодарности, там они оставляют свои отзывы. Много подаренных картин висят на стенах. Но, пожалуй, самый необычный подарок – это концертный белый рояль. Его передала нам семья музыкантов. Желающие, кто умеет играть, могут на нем музицировать.

?А вы сами играете на каком-либо инструменте?

Пока только планирую научиться играть на гитаре и ударных. Будучи студентом, работал ди-джеем. В моем офисе стоит музыкальный центр. Есть кассеты. Кабинет украшен виниловыми пластинками из моей коллекции. Вообще музыка сопровождает меня везде.

?Даже в операционной?

Да, и даже там.

?И какую музыку предпочитаете?

Совершенно разную.

?Что, и под рок оперируете?

Нет, конечно (смеется). Под музыку, которая создает атмосферу. Все зависит от настроения и обстановки. Рок тоже слушаю, но в большей степени джаз, блюз, рок-н-ролл…

?В день у вас бывает по две-три операции, как вы восстанавливаетесь, какой отдых предпочитаете?

 Как это не парадоксально и, возможно, кто-то не поверит, но, когда я не оперирую, то устаю больше. Если не востребован, чувствую себя плохо. И наоборот, когда кому-то помог, заряжаюсь энергией. И не устаю. Если есть свободные минуты, стараюсь читать разную литературу.

?Вернемся к тому, что в свой нынешний приезд вы провели две операции в областной больнице. Как оцениваете кардиослужбу на Востоке?

Прошло уже более десяти лет, как в Восточном Казахстане, в Усть-Каменогорске, открылось отделение кардиохирургии, хотя первые операции на сердце здесь провели еще раньше. Спустя десятилетие, когда я побывал у вас впервые, могу сказать – многое изменилось. Виден огромный скачок в развитии, прогресс. Уровень оказываемой помощи достигает того, что оказывают в ведущих медицинских центрах страны. Сегодня ваши врачи могут выполнять различные манипуляции на сердце, проводя операции все более высокой степени сложности.

Юрий Пя скромничает, но именно он приложил немало усилий для того, чтобы кардиослужба в ВКО вышла именно на тот уровень, какой мы наблюдаем сейчас. К слову, возглавляет наше кардиохирургическое отделение ученик Пя, выходец Национального научного кардиохирургического центра Едил Ботабаев. Сотрудничество областной больницы и кардиоцентра Астаны только крепнет. Несколько раз в год к нам в регион приезжают столичные врачи для проведения мастер-классов для коллег, операций, приема и консультаций жителей области.

Напоследок мы спросили Юрия Пя, когда он еще приедет к нам.

 К сожалению, это не зависит от меня. Но квалифицированные специалисты нашего кардиоцентра будут приезжать к вам регулярно.

 

 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться