RU
Усть-Каменогорск
+12°
переменная облачность ветер 2 м/с, В
448.89 477.93 4.76

Пилот вертолета: востребованная, но исчезающая профессия

8 мая 2017 04:55 0

С каждым годом желающих летать на винтокрылых машинах становится все меньше, а вместо молодых асов за штурвал вынуждены даже садиться военные пенсионеры. О проблемах отрасли нашему корреспонденту  рассказал пилот-инструктор  авиаотряда ВКО Андрей Будников.

– Почему возник дефицит кадров и где можно выучиться на пилота вертолета?

–Дело  в том, что на территории Казахстана вертолетчиков не готовят. Есть отделение в Актюбинске, но там учат только на военных вертолетчиков. Буквально два года назад открыли факультет при Академии гражданской авиации на базе компании «Скай сервис» на шесть человек. Но что такое это количество  для Казахстана? Это ничего! Тем более, неизвестно – кто из этих шести человек будет работать по специальности, а кто нет. С уверенностью можно сказать, что во всех крупных казахстанских компаниях на данный момент нет вертолетных кадров, это настоящий дефицит.

Если брать наших соседей на примере России, то у них успешно действует летно-технический колледж в Омске. Там готовят довольно приличное количество курсантов, и все они учатся все на грантах.

Кстати, в то же советское время было намного проще.  К примеру, я самолетчик – летал 8 лет на самолете. Потом два месяца в Алматы прошел переобучение на вертолет, потом пять часов аэродромной тренировки и все  - вторым пилотом уже полетел на вертолете.

Сейчас это усложнили до такой степени, что если человек имеет самолетный навык, но мечтает пересесть на вертолет, ему  сначала нужно закончить переподготовку, а потом еще 150 часов отлетать, то есть начать буквально с ноля. Поэтому раньше нехватку вертолетчиков компенсировали пилотами с самолетов. Их брали, переучивали, а теперь это невозможно. Единственный источник пополнения кадров  сегодня – это военные пенсионеры. Но их тоже очень мало, да и возраст, сами понимаете…

– Можно ли как-то наладить обучение или переподготовку на базе нашего Усть-Каменогорского вертолетного отряда?

– Да. Мы такую работу начали три года назад.  Комитет Гражданской авиации пошел нам  навстречу. Благодаря этому, у нас в Усть-Каменогорске открыт учебно-авиационный центр совместно с Уральским училищем гражданской авиации. На данном этапе мы только проводим переподготовку летного состава. Это переучивание на новую технику, к примеру с самолета на вертолет. Но первоначальной подготовкой мы не можем заниматься из-за финансовых проблем. Допустим, 150 часов надо отлетать курсанту на вертолете. Один час на МИ-2 стоит 350 тысяч. Вот умножаем 350 на 150. Получается около 50 млн. У какого человека будут такие деньги?

– Какой выход вы предлагаете в этой ситуации?

– Гранты у нас в Казахстане все выделяют только на подготовку пилотов самолетов, которых уже столько развелось, что они пополняют толпу безработных . И в «Скате» и в «Эйр Астане» полный комплект, так что эти кадры не востребованы. А вот именно вертолетчиков катастрофически не хватает. Несмотря на это государство, продолжает спонсировать подготовку пилотов самолетов. В этом году мы планируем выйти на Правительство, чтобы на Казахстан хотя бы 25-30 грантов для вертолетчиков для нас сделали и этого, думаю,  было бы достаточно.

– Какой довод можно привести высоким чинам, чтобы они пересмотрели свое отношение к вашей  проблеме с нехваткой кадров?

– Я всегда на всех совещаниях говорю, почему такое отношение к нам? Да, коммерческие перевозки это престижно, выгодно, это деньги. На вертолете больших денег не заработаешь, но это стратегическая безопасность нашей страны и про это забывать нельзя. Это и санавиация, когда в мороз, пургу, буран мы летим к больному. Это и какая-то чрезвычайная ситуация, когда к месту не может подобраться другая техника, а людей нужно эвакуировать и спасать. Если не дай бог, какие-то военные действия, то те же самые гражданские вертолеты полетят на передовую с теми же пилотами. Вот и думайте! Нужны грамотные кадры в этой отрасли или нет.

– Как я понял, пока результаты вашего центра довольно скромные, но все же чего удалось добиться?

– В данный момент мы никого не переучиваем. В декабре мы закончили переподготовку специалистов на МИ-2, МИ-8. Тогда мы  переобучили авиационно-технический персонал. Своих трех пилотов на Ми-2 мы тоже переобучили, причем, за свой счет. Поэтому они деньги никакие не платили. Но если со стороны кто-то к нам придет, то цены получаются большие. Даже самая простейшая переподготовка обходится в два млн тенге. Для маленьких вертолетных компаний это очень большие деньги.

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться