Деревянных дел мастер из Усть-Каменогорска удивляет своими шедеврами
Резчик по дереву Юрий Костанянц уже потеснил по известности своего древнегреческого тезку. Правда, его персонажи не из мрамора, а… из кедра, липы и дуба. Статуэтки выглядят, как живые, и восхищают не только обычную публику, но и маститых искусствоведов.
А началось все в далеком 1972 году. Тогда курсант Кременчугского летного училища взял в руки резец и сделал свою первую работу. Замахнулся не на кого-нибудь, а на кумира миллионов – Брижит Бардо. Потрясенные коллеги сразу же вынесли свой вердикт – копия вышла даже лучше, чем оригинал, а за Юрием сразу же закрепилось прозвище Пигмалион.
Свой первый успех Костанянц долго не забывал, но инструменты брал в руки от случая к случаю. Он летал на вертолетах и всерьез задумался о профессии резчика только на пенсии. Это произошло в 1990 году. В разгар перестройки умелец возглавил областное объединение народных промыслов. Тогда группа мастеров из Восточного Казахстана завоевала первое место на выставке в Ленинграде. Как вспоминает мастер, для него это был своеобразный знак, что теперь на новом поприще все обязательно получится. В этом же году он создает предприятие и начинает завоевывать мир.
Лувр, трепещи!
Как водится в любой профессии, у Юрия Костанянца были взлеты и падения. Но свою давнюю мечту – взойти на мировой подиум – он все же осуществил. В 2014 году по приглашению Посла Франции была организована его персональная выставка в Париже. Свои двери для пока еще не известного умельца из Усть-Каменогорска распахнул престижнейший салон «Европа». Он, кстати, расположен рядом с Эйфелевой башней. Французские знатоки от восхищения долго цокали языками, посетители были в восторге, а специалисты от искусства закатывали к потолку глаза и пытались хотя бы примерно оценить стоимость одной поделки.
– На выставке было представлено 30 работ, – вспоминает Юрий Костанянц. – Ко мне подходили посетители и просили продать экспонаты. Но, как потом выяснилось, этого нельзя было делать. В документах было указано, что все изделия прибыли сугубо на выставку. Слово «продажа» в документах не было указано. Если бы с молотка ушла хотя бы одна статуэтка, то мне пришлось бы выплатить огромный штраф. Но я не жалею, на Парнасе я все же побывал, потешил самолюбие, и это еще раз подтвердило, что невыполнимых задач нет.
Кошки, мяу, – это кошки!
Самые удачные работы не продаются, они хранятся в музее, куда, кстати, может прийти любой желающий. Самым сложным изделием в своей практике Юрий считает панно львицы и тигра. На каждую картину ушло примерно по году.
Смотришь на них и сразу понимаешь – царь зверей, он на то и царь! Важная осанка, спокойный взгляд и даже индивидуальный характер, который как-то удалось схватить автору. Картина выглядит по-разному в зависимости от того, как на нее падает свет. Иногда кажется, что зверь просто наблюдает за тобой, а иногда во взгляде появляется, что-то такое, что посетители с опаской и на цыпочках отходят от панно. Не дай бог выскочит такая махина из-под рамы и утащит за собой.
– Самое сложное в деревянной картине – это, конечно, зрачок персонажа, – говорит Юрий Костанянц. – Ведь мы не используем красок, у нас есть только резцы. Но с другой стороны, в отличие от картины скульптура многомерна и не расположена в одной плоскости. Приходится часами методом проб и ошибок ловить тот самый подходящий момент, чтобы твой герой ожил в дереве и стал почти что настоящим.
Даже сказочные герои, такие как Алдар-Косе или гномы, тоже обладают душой. Невольно поверишь в их реальное существование. Бесшабашная улыбка казахского хитреца такая, что невольно самому хочется улыбнуться. А суровые гномы так вошли в свой образ, что стоять рядом с ними как-то не по себе. Того и гляди, вытащат из сумки кошелек и унесут в гору к своим несметным сокровищам.
Художник долго думал, если даже стационарно стоящие фигуры вызывают у публики столько эмоций, что же будет, если заставить их двигаться?
Почти по Станиславскому
Со временем у Юрия Костанянца возникла идея превратить своих персонажей в полноценных актеров. Но как это сделать, чтобы немые герои заговорили, как в настоящем театре?
Опыт показал, что такое перевоплощение вполне возможно. Библейские Адам и Ева стали первыми, кто вышел на подмостки. Композиция с их участием двигается по кругу, в это время в музее звучит специально подобранная музыка, а на древе познания поочередно загораются яблоки.
Ева протягивает спутнику плод и постепенно становится видно, как меняется взгляд Адама. Сначала он против, потом сомневается в своем решении, но постепенно убеждается в правоте спутницы и принимает от нее яблоко. В общем-то, никаких слов здесь и не нужно.
Аналогичную постановку Юрий Костанянц задумал и ко Дню Победы. Она должна состояться в следующем году. Мастер планирует изготовить из дерева копии легендарного оружия времен войны. Танк Т-34 уже занимает пьедестал. Скоро к нему прибавятся «Катюша», самолеты и подводные лодки. В основе композиции будет находиться фигура политрука, который поднимает солдат в атаку. В начале спектакля зазвучит песня «Вставай, страна огромная», затем ее сменят «Журавли». Первыми, кто увидит это зрелище, станут ветераны Великой Отечественной войны.
– В этом году я впервые принял участи в акции «Бессмертный полк», – рассказывает скульптор. – И теперь буду участвовать в ней каждый год. Хочется что-то особенное сделать для наших фронтовиков. В следующем году мы привезем их в наш музей, организуем походную кухню, фронтовые сто граммов и покажем нашу постановку. Это долг нашего поколения перед теми, кто выиграл ту войну.
Но и это еще не все. Мастер всерьез увлекся историей Казахстана. Легендарные батыры и правители тех далеких лет запечатлены в самых разных ситуациях. Кто-то вершит суд, сидя на троне, кто-то с оружием в руках защищает землю от джунгар. Часть скульптур будет также вращаться под музыку и подсвечиваться спецэффектами. Посетители смогут рассмотреть мельчайшие детали вооружения или утвари. Даже перья на шлемах у полководцев выполнены из дерева.
Маленькие шедевры
Стоимость таких изделий, конечно, очень недешевая и по карману только обеспеченным коллекционерам. Как правило, скульптуры из дерева изготавливают на заказ в единственном экземпляре, продают или дарят вип-персонам.
– У нас на предприятии за все это время сформировался уникальный коллектив, – пояснил Юрий Костанянц. – Пять резчиков по дереву составляют костяк. Мы обсуждаем эскизы, разрабатываем темы и потом все это воплощаем в жизнь. В нашей работе можно использовать только те породы дерева, которые не обладают текстурой. Применяем кедр, березу, липу, дуб. Работать с деревом всегда приятно, оно живое, нам нужно только слегка доработать это материал.
Мастер показал часы, которые полностью выполнены из дерева. Шестеренки на ходиках не уступают металлическим и точно отсчитывают минуты. Те, кто хоть раз побывал здесь, говорят, что попали в настоящую сказку. Но сказку, которая выполнена обычными человеческими руками.