В Усть-Каменогорске открылся первый "официальный" кабинет инклюзивного образования
Кабинет, или, как его иначе называют сами создатели, "ресурсный центр инклюзивного образования", необходим для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями имели возможность обучаться наравне с остальными школьниками.
Открылся он в обычной общеобразовательной школе № 8 (поселок Мирный) благодаря сотрудничеству Управления образования ВКО и благотворительного фонда "Дара" при поддержке Фонда развития социальных проектов "Samruk-Kazyna Trust".
Два года назад благодаря этому сотрудничеству в областном центре был впервые открыт кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК). Благодаря эффективной работе КППК все больше детей с особенностями в развитии идут в общеобразовательные школы, где им также необходима поддержка специальных педагогов.
Сегодня в развитых странах мира уже есть сложившийся опыт и богатая практика включения особых детей в образовательный процесс.
Чем меньше внимания акцентируется на "особенностях" таких детей, тем менее изолированными от общества они становятся и быстрее начинают ощущать себя полноценными членами социума.
Разумеется, обучение таких ребят в общеобразовательных школах связано с определенными трудностями. Необходимо менять образовательный подход и педагогическую парадигму, обладать навыками и знаниями по работе с такой категорией детей.
- Мы часто сталкиваемся с примерами стихийной инклюзии, когда ребенок с особыми потребностями появляется в классе, а учитель, не имея достаточных знаний и навыков работы с такой категорией детей, садит его куда-нибудь за дальнюю парту и старается на него не обращать внимания. Это может привести к очень серьезным последствиям, - говорит координатор фонда "Дара" Марал Шешембекова. - Поэтому жизненно необходимо обучать учителей базовым навыкам работы с такими детьми, стараться создать благоприятные условия для обучения, необходимо меняться самим и менять школьное пространство.
Именно на это и нацелен кабинет инклюзивного образования, открытый в школе № 8. Это очень светлое и комфортное помещение, разбитое на 4 зоны: зона общения педагога с родителями, где стоит уютный диванчик и столик; зона физической активности и разгрузки, где ребёнок может отдохнуть, снять напряжение или, наоборот, активно подвигаться, выплеснув энергию. Есть зона для индивидуальных занятий ученика и педагога и очень важная зона - зона совместной работы учителей и специальных педагогов.
Пока ресурсный центр запущен в тестовом режиме в рамках секции по вопросам инклюзивного образования августовского совещания для педагогических работников области. В дальнейшем ресурсный центр будет дополняться различными методическими материалами и литературой. Специалисты и учителя пройдут дополнительное обучение по вопросам инклюзии. Всего в школе № 8 сегодня обучаются 75 детей с особыми потребностями.
Активисты инклюзивного образования надеются, что в ближайшее время в области откроется еще не один подобный центр.