Мы в соцсетях

ALTAYNEWS

Александр Чугунов из Усть-Каменогорска уверен, что его горбатый «Запорожец» не уступает современным иномаркам

Общество

Александр Чугунов из Усть-Каменогорска уверен, что его горбатый «Запорожец» не уступает современным иномаркам

Александр Чугунов души не чает в своем стареньком горбатом. Несмотря на то, что автомобилю уже 55 лет, хозяин говорит, что ни за что не променяет его даже на современную машину. Раритет находится в отличном состоянии.

Александр Иванович с гордостью показывает свою машину. Досталась она ему довольно необычным способом – друг подарил на день рождения. Правда, чтобы привести в чувство старожила советского автопрома потребовалось 5 лет. За это время новый владелец полностью перебрал двигатель и ходовую часть. Благо, профессия позволяет – 37 лет водительского стажа на пассажирских автобусах.

­– Заменил поршневую часть двигателя, коленвал, — рассказывает Александр Чугунов. – Ходовая часть сейчас в отличном состоянии, не люфтит. Пришлось поставить сиденья от «Жигулей» – вот и весь ремонт.

Зато сейчас от зевак у хозяина нет отбоя. Машина вызывает пристальный интерес абсолютно у всех. На ее фоне делают селфи и коллективные фотографии. Молодежь теряется в догадках, что же за марка у этого забавного средства передвижения. Люди постарше сразу определяют в нем ЗАЗ-965,  в  просторечии его когда-то называли «горбатый» за округлую форму. Советский автопром выпустил несколько миллионов экземпляров этих машин. Вот только до наших дней дожили единицы. Запчастей на них в Усть-Каменогорске днем с огнем не найдешь, приходиться все заказывать с Новосибирской барахолки. Но, несмотря на довольно потешный вид, малолитражка была сделана на совесть. Она практически не ломается.

– Еду недавно по трассе, меня обгоняет джип, –смеется Александр Иванович. – Краем глаза смотрю, что-то в нем не то творится. Девушка на заднем сиденье опустила стекло и снимает меня на сотовый телефон. Ну и вообще, когда я еду, люди мигают фарами, сигналят, приветствуют, как могут. Приятно, конечно, что у меня такая редкая машина, которая вызывает такой повышенный интерес.

На спидометре пробег всего 46 тысяч километров. Машина по сути всего лишь прошла обкатку. Александр Иванович навел справки и выяснил, что это вполне реальная цифра. Прежним владельцем был инвалид, который ездил немного, да и то только по городу. Кстати, еще совсем недавно на улицах Усть-Каменогорска хотя и редко, но все же попадались собратья. Но последнее время Александр Иванович перестал встречать двойников на дорогах. Видимо, даже советское качество не выдержало проверки временем, и такой автомобиль остался один.

– Преимущества этой машины в том, что она очень маленькая по размерам, – говорит Александр Чугунов. – Поэтому нет никаких проблем с парковкой. Можно встать туда, куда ни одна современная иномарка просто не войдет. Расход топлива у нее тоже очень маленький – всего 6 литров на 100 километров. Есть небольшая проблема с дверками. За все это время они немного разносились и нужно прилагать некоторое усилие, чтобы их захлопнуть.

Среди минусов хозяин также назвал воздушное охлаждение. Конструкторы в то время не сильно заморачивались по поводу ноу-хау. Ведь нужно было сделать массовый и недорогой автомобиль. В результате получилось, что двигатель охлаждается за счет притока воздуха через специальные заборники по бокам. В народе их сразу же прозвали «жабрами». Если в городе «жабры» действовали безотказно, то на дальней трассе особенно в жару, двигатель начинал перегреваться. Поэтому владельцы «Запорожца» вынуждены были периодически останавливаться и давать мотору остыть.

– Меня эта машина полностью устраивает, – делится хозяин. – Я уже приспособился к ее конструкционным особенностям. В условиях города она просто прекрасно себя ведет. Я к тому же постоянно езжу на рыбалку, и никаких проблем абсолютно нет.

Несмотря на довольно экзотический вид, проходимость у  «горбатого» что надо. Ей могут позавидовать даже современные джипы. Клиренс у авто высокий, а задний привод да еще и на первой скорости позволяет преодолевать ухабы и грязь. Вдобавок внутри машина выглядит даже просторнее, чем снаружи. Рост у владельца 185 сантиметров, но внутри с такими габаритами, с его слов, очень даже комфортно. И ногам не тесно и от головы до потолка еще есть много места.

 

– Максимальную скорость на нем я развивал 120 километров, – поделился Александр Иванович. – Но долго, конечно, так ехать нельзя – идет перегрев двигателя. Машина эта больше все-таки городская. Можно ездить на работу, дачу, за покупками, такого низкого расхода топлива сейчас, наверное, нет ни у одного автомобиля.

Насколько ЗАЗ-965 был популярен в свое время, можно судить по советским фильмам. Впервые он «засветился» на экране в популярной ленте «Три плюс два». Потом смешная машинка промелькнула в знаменитом мультике «Каникулы в Простоквашино». Она выделялась по квотам в первую очередь  инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ну а уж потом всем другим очередникам. Стоила по старым деньгам всего 1800 рублей.  Причем, переключение скоростей, как правило, для удобства располагалось на руле. В Европе «Запорожец» тоже пришелся кстати. Его экспортировали в Финляндию, Францию и Германию. Местные автовладельцы полюбили «горбатого» за необычный внешний вид, низкую прожорливость и неприхотливость. У коллекционеров машина спустя десятилетия тоже пользуется повышенной популярностью, но только при одном условии – все запчасти должны быть родными.

– Ко мне часто обращаются с просьбой продать мою машину, – объясняет Александр Чугунов. – Предлагают 200 долларов, но я не соглашаюсь. Я думаю, что отдал бы такой раритет за 5 тысяч, не меньше. К тому же у меня есть полный комплект запчастей на капитальный ремонт двигателя. Если такое заманчивое  предложение поступит, то соглашусь, нет – буду сам ездить.

Конечно, хозяин-барин, но честно говоря, не хотелось бы, чтобы редкая машина исчезла с улиц Усть-Каменогорска. Согласитесь, когда тебе навстречу едет «дедушка» отечественного автопрома, да еще в такой хорошей форме, то невольно хочется улыбнуться, поприветствовать его фарами и просто уступить дорогу.

Врезка

ЗАЗ-965

Годы производства: 1960-1969

Тип кузова: 2-х дверный седан (4 места)

Компановка: заднемоторная, заднеприводная

Масса: 610 кг

Полная масса: 965 кг

Фото автора

 

Сохранить

Сохранить

Дмитрий Крюкович

Работал на телеканалах “Хабар” и КТК. Общий стаж в журналистике – 18 лет. Специализация – журналистские расследования.

Altaynews в соцсетях

Мы любим подписчиков и комментаторов!

Не нужно регистрации для комментов.

Простая форма, минимум данных, премодерация.

События

2017 Июль

Неделя 5

Пн 26
Вт 27
Ср 28
Чт 29
Пт 30
Сб 1
Вс 2
Пн 3
Вт 4
Ср 5
Чт 6
Пт 7
Сб 8
Вс 9
Пн 10
Вт 11
Ср 12
Чт 13
Пт 14
Сб 15
Вс 16
Пн 17
Вт 18
Ср 19
Чт 20
Пт 21
Сб 22
Вс 23
Пн 24
Вт 25
Ср 26
Чт 27
Пт 28
Сб 29
Вс 30
Пн 31
Вт 1
Ср 2
Чт 3
Пт 4
Сб 5
Вс 6

Популярные

Новые статьи

Рубрики

Архивы

Комментарии

Ошибка? Ctrl+Enter поможет нам исправить ее! Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter - дополните комментарием вашу корректировку, если это необходимо

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: