ВКО: средства реабилитации и спецуслуги можно будет получать не выходя из дома

С 2020 года в республике будет внедрен Портал социальных услуг, посредством которого лица с особыми потребностями смогут заказывать и получать технические средства и услуги реабилитации напрямую от поставщиков.
Более подробно об этом рассказал заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ ВКО Ерболат Ошакбаев.
?Ерболат Кумарканович, для чего внедряется Портал социальных услуг
Перед нами поставлена важная задача – создать равные возможности для людей с особыми потребностями. На этом сделал особый акцент в Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Мы должны создать все условия для инклюзии и активного вовлечения людей этой категории в жизнь общества. Законодательством предусмотрен комплекс мер по социальной защите и поддержке лиц с инвалидностью, в том числе выплата четырёх видов пособий, предоставление услуг и средств реабилитации, санаторно-курортное лечение, услуги индивидуального помощника и специалиста жестового языка.
Внедрение автоматизированной информационной системы – одна из мер, направленных на улучшение качества жизни лиц с особыми потребностями. Работа системы значительно упростит процесс получения технических средств и услуг реабилитации. Они сами смогут через портал выбрать тот или иной товар с учетом индивидуальных потребностей, заказывать и получать их непосредственно у поставщиков. Получить товар или услугу станет намного проще и быстрее. Если раньше, например, процедура получения специальной социальной услуги через государственный орган занимала до нескольких месяцев и длительное ожидание вызывало недовольство услугополучателей, то после внедрения портала этот срок сократится до одного месяца. В целом портал будет удобен как услугополучателям, так и поставщикам, у которых появятся равные возможности на рынке, повысится конкуренция.
Ведь ни для кого не секрет, что в этом направлении есть некоторые проблемы. Услуги и средства реабилитации зачастую не соответствуют индивидуальным потребностям лиц с инвалидностью, так как приобретаются через государственные закупки.
Также недостаточная конкуренция среди поставщиков на рынке приводит к низкому качеству предоставляемых услуг и технических средств реабилитации. Все эти вопросы с внедрением портала будут решены. Госзакупки минимализируются, повысится качество предоставляемых услуг и средств реабилитации, не будет коррупционных рисков. Процесс обеспечения необходимыми специальными средствами и услугами реабилитации будет максимально прозрачным.
Подчеркну, что внедрение информационной системы осуществляется в рамках проектного офиса «Шығыс – адалдық алаңы».
?Какие услуги будут предоставляться автоматизированной системой
На сегодня местные исполнительные органы проводят закуп более 50 наименований технических средств реабилитации, специальных социальных услуг, услуг санаторно-курортного лечения, индивидуального помощника и специалиста жестового языка. Все они перейдут в автоматизированную систему.
Внедрение портала будет проходить в два этапа. В январе 2020 года через портал пойдут 24 вида технических средств реабилитации, которые не требуют индивидуального подбора под каждое лицо с инвалидностью. К примеру, термометры с речевым выходом, тонометры, впитывающие простыни, кремы и прочее. Далее будет предусмотрена возможность получения специальных социальных услуг, услуг санаторно-курортного лечения, индивидуального помощника и
специалиста жестового языка.Полный переход на информационную систему «Портал социальных услуг» будет осуществлен в 2021 году.
?Что необходимо для пользования порталом
Услугополучателю необходимо будет лишь один раз в год прийти в отдел медико-социальной экспертизы. После этого при помощи электронно-цифровой подписи зайти на портал и выбрать медико-социальное учреждение. По техническим средствам – аналогично. Один раз прийти в отдел медико-социальной экспертизы, затем зарегистрироваться на портале, выбрать из перечня предоставляемых государственных средств и услуг наиболее подходящие по виду и стоимости, ждать доставки товара. На выбор будет предоставлен широкий ассортимент товара. Если возникнет необходимость получить более дорогостоящее средство или услугу, которое по стоимости превышает установленный лимит средств, заложенных в бюджете на эти цели, то человек доплачивает эту разницу самостоятельно. К примеру, техническое средство стоит 60 тысяч тенге. В бюджете заложено 40 тысяч тенге. 20 тысяч тенге услугополучатель доплачивает сам.
?Сколько восточноказахстанцев смогут пользоваться порталом? Каким образом в сельских населенных пунктах лица с особыми потребностями, не имеющие сотовых телефонов и доступа к Интернету, смогут воспользоваться порталом? Кто будет оказывать помощь при подборе ТСР
В Восточно-Казахстанской области проживает 56 511 лиц с особыми потребностями. Из них с проблемами зрения – 8277 человек, имеющих затруднения в передвижении – 13707, с нарушением слуха – 2050 человек. Сейчас мы активно формируем списки. После того как они будут готовы, представители сферы занятости дойдут до каждого человека этой категории, проведут разъяснительную работу, раздадут буклеты с инструкциями по пользованию автоматизированной системой.
Для тех, у кого возникнут проблемы, к примеру, с доступом в Интернет, будут созданы специальные зоны самообслуживания при отделах занятости, где специалисты будут оказывать помощь при получении электронно-цифровой подписи и выборе технических средств и услуг реабилитации.
Телефон call-центра 1411.
Пресс-служба Управления координации занятости и социальных программ ВКО